Travelport с 25 октября

Татьяна Семенова: «В прошлом году туристы предпочитали добираться на курорты автобусом, но размещались в дорогих отелях»

Оператор по внутреннему туризму «Мультитур», которая в этом году отмечает десятилетие, - один из пионеров организации автобусных туров на Черноморское побережье. Об итогах 2009 года и планах на сезон-2010 рассказывает вице-президент «Мультитура» Татьяна Семенова (фото).

- Татьяна, расскажите об истории вашей «любви к автобусам».

- 2010 год станет для нас восьмым сезоном работы с автобусными перевозками. Начинали мы в 2003 году с одной машины из Москвы в Туапсинский район, поселок Новомихайловский. Страхов, сомнений было немало, но сезон отъездили успешно и уже в следующем году увеличили количество автобусов, а в дальнейшем – расширили географию курортов: прибавили Анапу - Вит язево, Геленджик - Геленджикский район с отправлением не только из Москвы, но и из Нижнего Новгорода, туры на Селигер. Даже в прошлом, тяжелом году мы открыли новый маршрут - на восточное побережье Крыма.

Должна сказать, что автобусные туры – продукт специфический, 24 часа в сидячем положении провести непросто. Хотя есть и свой плюс - не нужны трансферы. Конечно, при выборе таких туров люди руководствуются стоимостью проезда. Мы, со своей стороны, стараемся обеспечить им максимальный комфорт. Используем современные комфортабельные автобусы. По дороге пассажирам показывают фильмы, на стоянках предлагают горячий чай и кофе. На всех курортах, куда организуется перевозка, работают наши представители, которые помогают с расселением, решением проблем. В прошлом году мы перевезли около 9 тыс. человек на все курорты, включая Селигер.

- Летом СМИ нередко сообщают о страшных пробках на трассе «Дон». Туристы их не боятся?

- Пробки бывают, но в процентном отношении не так часто. Претензий по экстремальным ситуациям мы получаем за лето не более 3-5%.

- Многие фирмы сейчас пытаются делать автобусные туры. Вы ощущаете конкуренцию?

- Пока нет. В таком объеме, как мы, их не делает никто. Много автобусных маршрутов выполняется из регионов, близких к побережью. Но они нам не конкуренты, так как наши клиенты – это Москва, Московская и близлежащие Ивановская, Тверская, Ярославская области.

- Что вы предложите в 2010 году?

- В общей сложности у нас будет десять автобусов в неделю, но изменится график движения. Раньше автобусы из Москвы и Нижнего Новгорода в Анапу, Геленджик и Крым отправлялись раз в неделю, туристы могли купить тур только на 7, 14 или 21 дней. В 2010 году мы планируем отправляться по два раза в неделю на каждый курорт. То есть, можно будет покупать 10-11 дневные заезды, популярные у туристов. Кроме того, в расписании появится новый маршрут – на Западный берег Крыма, в Евпаторию и Песчаное. Все автобусы будут отправляться со строго определенной стоянки с залом ожидания.

- Как изменятся в новом сезоне цены на билеты? Продаете ли вы перевозку отдельно?

- Они останутся прошлогодними - от 3500 до 3980 руб. за переезд туда-обратно из Москвы до отеля. Это примерно соответствует цене билета в плацкартный вагон. Перевозку без размещения мы продаем очень редко, только когда остаются места в автобусах.

- Если турист покупает поездку на автобусе, всегда ли это означает, что он и отель купит дешевый?

- Изначально мы подбирали под автобусную перевозку размещение эконом-класса. Но в сезоне 2009 года автобусами пользовались туристы, которые ехали не в дешевые объекты, а в средние по цене и даже выше среднего. Если раньше у нас быстрее заканчивались места в отелях, то в прошлом году – в автобусах. На пиковые даты мы ставили дополнительные незапланированные машины. Очевидно, что люди пытались сэкономить на перевозке, но не на размещении.

В целом могу сказать, что в прошлом году предпочтения туристов изменились, причем самым неожиданным для нас образом. Эксперты прогнозировали, что лучше всего будут продаваться экономичные туры. Но они продавались не лучше дорогих продуктов и далеко не в первую очередь. Видимо, люди, которые прежде покупали экономичный отдых, решили не ездить вообще, а те, кто поехал, все же выбрали комфортабельные варианты. Вообще трудно было найти какую-то логику в продажах. Два схожих объекта в одной ценовой категории расположены рядом. Один продается, второй нет. Какие-то объекты, которые прежде не пользовались спросом, вдруг пошли нарасхват. В качестве примера могу привести базу отдыха «Соловей» в Анапе. Заметно, что людям уже мало просто качественного размещения в отремонтированных номерах. У нас с каждым годом растет спрос на размещение в крупных объектах с хорошей инфраструктурой и анимационными программами. И, кстати, падает интерес к частным гостиницам, где часто нет ни инфраструктуры, ни даже питания. Такие объекты лучше покупают прямые клиенты «с улицы».

- Каковы результаты продаж в 2009 году и чего можно ждать в предстоящем сезоне?

- Прошлым летом мы потеряли около 15% потока во всех ценовых сегментах, хотя прибыль осталась на прежнем уровне. Но если в прошлом году снижение спроса из-за кризиса было прогнозируемым, то предсказывать на этот год гораздо сложнее. К кризису вроде бы привыкли. Зимний сезон показал, что люди продолжают ездить, хотя уровня двухлетней давности мы, конечно, пока не достигли. Кстати, сохранилась тенденция, которую мы наблюдали летом: на Новый год самые дешевые предложения, которые раньше шли на ура, продавались крайне плохо.

Что касается географии продаж, то здесь мы не оригинальны. На первом месте была Анапа, на втором – Геленджик, затем Сочи и Туапсинский район. Добавлю, что плохой сезон в Сочи был ожидаемым, причем дело не только в ценах, они не так уж сильно отличаются от других курортов. Больше повлияла, на мой взгляд, информация о строительных работах. В Крыму у нас продажи в прошлом году были не хуже, чем в 2008. Что будет сейчас, пока непонятно: большую роль играет курс гривны, а он может вырасти. Полностью провалилось Подмосковье - продавались только уик-энды. Правда, декабрь 2009 года оказался не таким печальным, как декабрь 2008. И, наконец, единственным серьезно растущим направлением в прошлом году стала Беларусь – ее продажи выросли в два раза. (Юлия Батырь, RATA-news)