Travelport с 18 января

Авиакомпании сбавляют темп

Российские авиакомпании уменьшили пассажиропоток на 1,3% за первые два месяца 2015 года. Пассажирооборот уменьшился почти на 10%. Перевозчики замораживают планы по развитию, иностранцы отказываются от полетов в Россию. Особенно заметное падение наблюдалось в феврале, когда рынок просел на 4,1%. В это время резко снизились пассажирооборот и процент загрузки пассажирских кресел.

Спад обусловлен снижением интереса, прежде всего, к международным перевозкам. Они за два первых месяца просели почти на 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. О снижении спроса на международных линиях говорят и московские аэропорты. В отдельных аэропортах падение составило до 25%. Внутренние перевозки сохранили положительную динамику, показав 12,4% роста. Игроки рынка сообщают о беспрецедентном росте пассажирских перевозок в Крым. В частности, аэропорт «Домодедово» при среднем увеличении объема перевозок на внутренних воздушных линиях на 9,4% зафиксировал рост пассажиропотока в Симферополь на 1433% – до 155,7 тыс. пассажиров.

Российские авиакомпании продолжают переориентировать мощности на внутренний рынок: о расширении присутствия в регионах объявила авиакомпания «Трансаэро», значительно увеличившая количество рейсов в Сочи из российских регионов. Полетная программа в летнем сезоне 2015 года включает рейсы на южный курорт из Казани, Калининграда, Мурманска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Самары, Уфы и Челябинска. Аэропорт «Пулково» объявляет о новых рейсах перевозчика «Псков Авиа», полеты из Санкт-Петербурга на Урал и на Кавказ начинает Red Wings, перевозчик «Грозный авиа» после расширения полетной программы на Симферополь добился открытия рейсов в Екатеринбург. В сторону увеличения меняется полетная программа нового российского лоукостера «Победа».

Сконцентрированные на перевозках внутри страны авиакомпании пока показывают положительную динамику: 40,6% за два месяца 2015 года прибавила Red Wings, 35% – «ВИМ Авиа», рост 31,9% показала авиакомпания «Ангара». Грустная ситуация складывается для традиционных чартерных перевозчиков: более половины пассажиров потеряла NordWind, почти 40% – «Когалымавиа» (бренд Metrojet). На 36% упал пассажиропоток компании NordStar. Тенденции в пятерке лидеров разнонаправлены: если «Аэрофлот» и «Россия» существенно увеличили свои показатели (на 12 и 21% соответственно), то «Трансаэро» и «Сибирь», напротив, сократили объем перевозок (на 5 и 3% соответственно). Существенно упал трафик только у «ЮТэйр», недосчитавшейся каждого третьего пассажира. Но в целом первая пятерка перевезла столько же пассажиров, сколько и годом ранее.

Если российские авиакомпании могут воспользоваться ростом спроса к внутренним рейсам, то иностранным перевозчикам гораздо тяжелее. О приостановке деятельности в России с 1 июня, например, объявила компания Cathay Pacific. Насколько вероятно возвращение авиакомпании на эту линию, ее представители пока сказать не могут. Ранее о намерении покинуть московский аэропорт объявила авиакомпания Thai Airways. Полеты по маршруту Бангкок – Москва она прекращает с 29 марта 2015 года. Однако другие игроки рынка, как сообщает «Авиапорт», стараются сохранить полномасштабное присутствие на российском рынке. В частности, руководство авиакомпании Lufthansa обещает предпринять максимум усилий для того, чтобы не сокращать количество рейсов в Москву и Санкт-Петербург.