Денис Ермилов: «Смарткемпер дает автотуристу и свободу передвижения, и комфорт размещения»
Директор компании «Смарткемпер» Денис Ермилов (на фото слева) в период пандемии понял, как россиянам будет удобнее путешествовать по своей стране, и предложил необычный продукт. Клиенты идею оценили и засыпали предпринимателя заказами. В интервью RATA-news г-н Ермилов рассказал, что такое кемпер, как им пользоваться и какие перспективы для автотуризма открываются в России.
– Как получилось, что ваш бизнес, ориентированный на туристов, появился именно в пандемию?
– Мой друг – инженер-конструктор Павел Голынин (на фото справа) – несколько лет назад с командой единомышленников в своей мебельной студии просто для души построил первый вариант кемпера. Мне уже тогда идея показалась очень интересной. В 2020 году, когда объявили локдаун, мы с семьей просидели дома всю весну, а летом, когда ограничения ослабили, поехали в Крым на автомобиле. Во время путешествия я все чаще возвращался к мысли, как было бы здорово не быть привязанным к отелю, а останавливаться в красивых местах по пути. После отпуска встретился с Павлом, мы обсудили, насколько реально наладить производство кемперов в России.
Я изучил рынок, увидел, что спрос есть, а предложений практически нет. С учетом всех обстоятельств этот спрос будет только расти. Так появилось решение с нуля создать собственную производственную базу. Сразу же после выхода первого кемпера протестировали его удобство в пути и усовершенствовали следующую модель с акцентом на комфорт и эргономику. Получился смарткемпер. Мы быстро доросли до двух цехов, за минувший год выпустили более 100 кемперов, запросы висят на полгода вперед – спрос многократно превысил наши ожидания. Рынок совершенно не насыщен. На нем работают, пожалуй, лишь четыре компании, которые вышли на серьезный объем производства. Мы выпускаем существенно больше других, это порядка 40 единиц в месяц.
– Что представляют собой ваши смарткемперы?
– Это туристические прицепы, которые позволяют путешествовать на своем автомобиле и жить в комфортных условиях.
80% наших клиентов – семьи с детьми или пары, которые любят автотуризм, отдых на природе. Есть те, кто покупает прицеп для поездок на охоту и рыбалку. Люди хотят свободы передвижения без потери домашнего комфорта. Теперь на берегу реки, в лесу, в горах – везде у вас будет удобная кровать, возможность сварить кофе и приготовить вкусную еду. Кроме того, кемперы покупают и для сдачи в аренду.
– Насколько в России в целом развит автотуризм?
– Пандемия подстегнула интерес россиян к такому формату путешествий. За последние три года даже число запросов по этой теме в интернете увеличилось в десятки раз. Люди видят цены в отелях и ищут альтернативное размещение для своей семьи. Один из вариантов – кемпинги. Во многих странах люди передвигаются по сети гладких дорог от одной кемпинговой площадки к другой. Там можно набрать воды, подключиться к газу или спутниковой тарелке. Но в России количество кемпингов пока невелико, и, судя по всему, еще много лет ситуация будет оставаться такой же. Поэтому рынок создают именно автономные кемперы. Электричеством фургон обеспечивают солнечные панели, система работает циклично и не требует подзарядки от внешнего источника. Здесь же есть газовая плита и система водоснабжения.
– Чем принципиально отличается автодом от смарткемпера?
– Во-первых, бюджетом. В среднем цена автодома начинается от 3 млн рублей, а используют его максимум несколько раз в год. Кемпер стоит от 579 тысяч до 1,2 млн рублей и буксируется любым обычным автомобилем, у которого есть сцепное устройство. Все массовые модели автомобилей позволяют путешествовать с кемпером, даже легковые. Во-вторых, дополнительная категория прав не потребуется, так как наш прицеп попадает в весовую категорию до 750 кг. Разместиться в нем могут максимально четверо взрослых и трое детей.
Внутри полноценные спальные места, кухня, душ, много шкафчиков для хранения, возможность зарядить в пути все свои гаджеты и многое другое. Путешествуют с кемпером даже зимой, так как он оборудован отопителем.
– Вы недавно приступили к работе в комитете РСТ по автотуризму. Какие задачи это вам позволит решить?
– Есть идеи по развитию инфраструктуры, для реализации которых может потребоваться поддержка РСТ. Сфера автотуризма пока находится на стадии становления. Чтобы не вступать в противоречие с законодательством о природоохранных зонах, нужно обсуждать с региональными властями возможность создания каталога имеющихся площадок под кемпинги. При относительно небольших вложениях эти площадки можно облагородить и сделать коммерчески выгодными. Создание общей карты таких точек позволит человеку строить маршрут по стране. Региональным властям это было бы интересно, поскольку они смогут реализовать свои инфраструктурные проекты, привлечь трафик путешественников. А нам, конечно, интересно развивать это направление как один из способов отдыха. Хочется, чтобы россияне понимали, что автотуризм доступен практически каждому, у кого есть автомобиль.
– Вы сами сейчас часто ездите на отдых со своим кемпером?
– Постоянно ездим, и зимой, и летом. Были в Подмосковье, в средней полосе России, в Краснодарском крае, доехали до Татарстана. Пока не успели перевалить за Уральский хребет, но это в планах. Люди, с которыми мы встречались по пути, реагировали на кемпер с большим интересом. Для большинства наших соотечественников это просто новинка. Многие даже не слышали о таком формате отдыха.
– Последние геополитические события могут как-то повлиять на вашу работу?
– Сейчас могут прерваться цепочки поставок от импортных производителей, но нас это подталкивает не к тому, чтобы остановиться, а стимулирует поиск альтернативных отечественных комплектующих. По ряду запчастей мы решили организовать собственное производство. Несмотря на рост стоимости материалов, стараемся делать корректировки в минимальном объеме, не теряя рентабельности и покупателей. Проблем со спросом у нас нет, мы уже расширили свое производство. Как бы там ни было, все хотят путешествовать, поэтому наши прогнозы оптимистичны.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news