Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Элеонора Шереметьева: «Российская провинция – настоящая золотая жила для развития туризма»

Экс– глава Угличского района и в недавнем прошлом президент Ассоциации малых туристических городов России Элеонора Шереметьева (фото) считает, что российскую провинцию в мире, да и в нашей стране знают очень плохо. Как она отметила в интервью «Российской газете» накануне Ярославского форума VisitRussia, малые города надо поднимать «засучив рукава».

 

–  Вы создали и почти пять лет руководили Ассоциацией малых туристических городов. Что бы вы отнесли к главным достижениям этой организации?

–  Главное – мы смогли объединить лидеров туристического направления региональной России. Эти города – Углич, Суздаль, Тобольск, Азов, Мышкин, Дмитров, Елабуга, Кунгур – своеобразные «паровозики» развития в своих регионах. Мы, во– первых, смогли обобщить накопленный опыт, обменяться им, а во– вторых, выработали общий подход к развитию туризма в нашей стране применительно именно к малым туристическим городам.

В задачу ассоциации входит также разработка федеральной целевой программы «Туризм как один из путей возрождения российской провинции». Необходимо довести инфраструктуру и благоустройство малых городов до высокого уровня, сохранив их самобытность. Выполнение программы позволит создать комфортные условия для отдыха не только жителей российских мегаполисов, но и иностранных туристов. Надо только найти точку опоры, ту уникальность, вокруг которой можно выстраивать туристическую инфраструктуру.

Креативно решили этот вопрос, например, в Мышкине Ярославской области, создав имидж «маленького сказочного городка». Там повсюду присутствует сказка, в том числе в музеях – мыши, валенка, льна, народных ремесел. В Кукобое, это также в Ярославской области, задались вопросом, как можно заработать деньги в селе, стоящем среди лесов и болот в стороне от транспортных путей. И объявили Кукобой родиной Бабы Яги, что тоже привлекает туристов.

 

–  Сейчас в ассоциацию входят восемь городов, но в России таких, которые могли бы продолжить этот почетный список, гораздо больше.

–  Эти восемь как бы подтягивают к себе все другие в своем регионе. Мы взяли по одному городу из области. А Мышкин просто «пристегнули» – из уважения, что такой малыш заявил о себе на всю Россию. Как говорят французы: из ничего сделать платье. В этом районном центре сегодня 27 объектов турпоказа, и люди постоянно придумывают что– то новое, что привлекает все новых туристов. В итоге туризм стал ключевым сектором экономики Мышкина, оказывая влияние на все сферы общественной жизни. В туризме здесь заняты 757 человек, при этом население района не превышает 11 тыс. человек. Благодаря потоку гостей, товарооборот города увеличился в 2,5 раза. Так что все дело в народной инициативе. Города– участники нашей ассоциации также доказали, что туризм вполне может быть доходным для городских бюджетов. Например, сегодня Углич принимает более 250 тыс. туристов в год, в малом и среднем бизнесе занято более пяти тысяч человек. Отчисления от их деятельности составляют свыше 12% в местном бюджете.

 

–  Вы как– то сказали, что Россия в туристическом плане до сих пор не раскрыла себя, что иностранные туристы видят лишь надводную часть айсберга, а все остальное для них скрыто. Вы имели в виду российскую провинцию?

–  Да, они видят Москву, Санкт– Петербург. Сибирь для них – экзотика, а российскую провинцию они просто не знают. Это серьезнейшая проблема. От этого страдают не только города с богатым историческим наследием – от этого страдает и политика. Я десять лет работала в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы как представитель Российской Федерации и зампредседателя комитета по социальной сплоченности. Объездила всю Европу, и, когда сталкивалась с пренебрежительным отношением к России, незнанием ее истории и географии, мне было просто больно. И поняла: любым путем нужно поднимать провинцию. Туризм в одинаковой степени содействует как развитию малого и среднего бизнеса, так и формированию имиджа России в мире. Туризм работает на имидж. Малые исторические города – душа России, наиболее привлекательные ее территории, куда тянутся и сами россияне, и иностранные граждане. Уже давно настало время обратить внимание на малые города. Здесь проживает более 60% населения страны, но уровень их жизни значительно отличается не только от столиц, но и от губернских городов. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. Российская провинция – настоящая «золотая жила» для развития туризма: красивейшие ландшафты, уникальные исторические памятники.

–  Что для этого требуется? Инициативный, креативный человек, который придумает новую фишку? Но ведь придумать мало – надо новый бренд продвигать, а у малых городов возможности невелики...

–  Мы прекрасно понимаем: если тебя нет в медиапространстве, тебя вообще нет. Продвижение Углича – это то, чем мы системно занимались 12 лет. Сейчас, думаю, малые города уже доросли до более серьезного пиара – на мировом рынке. Поэтому нужна государственная программа по обеспечению их пиар– поддержки на российском и зарубежном уровнях. Это бесплатное участие в российских и зарубежных выставках, статьи в журналах и газетах, информация в Интернете, показ на центральных телеканалах программ, пропагандирующих отдых в России.

–  Но ведь есть и такая проблема – умные, креативные люди уезжают из провинции в большие города и ищут себя там. А в провинции нарастает дефицит профессиональных кадров для отрасли.

–  Такая проблема есть. Но в Угличе, мне кажется, почва для развития турбизнеса неплохая. В Мышкине, уверена, тоже, там одно поколение уже цепляется за другое. А в некоторых городах нет тех дрожжей, на которых поднимается эта среда. Кадры– то вроде имеются, но они не подготовлены качественно. Не хватает кругозора, недостает общей культуры. Если у человека нет природного дара любить свою родину, это очень трудно привить. Это сложно, но этим нужно заниматься, причем, тоже на федеральном уровне. Поднимать малые города надо засучив рукава, не уставая работать с людьми, с общественностью. Ведь время идет. Например, главный наш проект – «Углич – город православного детства». Он требует развития, а уже сейчас мы можем сделать День царевича Димитрия (он был убит именно в Угличе) – мероприятие красивое, блестящее, с большим числом участников, но региональное. На следующий год он уже должен выйти на уровень ЦФО, затем – на европейскую часть России и, наконец, на всю Россию.

 

–  Увы, не все понимают, что туризм – это не только большие затраты, но и большая отдача. Может, потому отрасль и развивается медленнее, чем хотелось бы?

–  Туризм – очень серьезный бизнес, нелегкий, многофакторный, красивый, но требующий больших вложений. И я считаю, что он должен находиться в системе экономики, в министерстве экономического развития, как это сделано в развитых европейских странах. В идеале же, если мы говорим о серьезной стратегии развития туризма в России, необходимо создавать отдельное министерство по туризму. Все другие отрасли – культура, образование, спорт – все подвязывается к этому бизнесу. Самое главное – экономика. Она должна просчитываться: туризм дает прибыль, прибыль вкладывается в туризм, и таким образом туризм развивается. Никаких других законов открывать не требуется.