Тревелпорт

Туризм на Северо-Западе России находится на переломном этапе

Накануне рассмотрения правительством Санкт-Петербурга вопроса о развития туризма вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Сергей Корнеев ответил на вопросы «Интерфакса».

- Петербург является одним из красивейших городов мира, и он привлекателен для туристов. А как и насколько он реализует свой туристический потенциал?

- И хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, спрос сейчас очень большой, Петербург занимает 8-е место в десятке самых популярных среди турцентров мира. По косвенным показателям, Петербург хотели бы посетить около 30 млн. иностранных туристов. С другой стороны, по данным международных исследований, о Санкт-Петербурге знает всего 15% населения земного шара. Это не так мало, но и не очень много. Кстати, Санкт-Петербург знают не так хорошо, как Ленинград. Поэтому спрос на наш город далеко не реализован - из потенциально возможных 30 миллионов туристов мы принимаем 3 миллиона в год. В то же время, спрос в последнее время существенно вырос, и главная причина этого - 300-летие Петербурга. Турист принимает решение под воздействием импульса, и одним из главных факторов, которые влияют на турпотоки - это телевидение. Когда американцы видят, что Буш гуляет по Петергофу, это означает, что туда можно ехать, там безопасно. Так что спрос на Петербург растет и даже носит обостренный характер. Огромный туристический потенциал Санкт-Петербурга бесспорен - хорошее географическое положение, уникальное культурное наследие, сформировавшийся образ города обусловливают стабильный интерес к нему. Помимо этого, в Петербурге одна из лучших систем общественного питания в стране, хорошая инфраструктура развлечений, развивается система торговли и транспорта. В то же время, Петербург - довольно дорогой город. Цена турпакета на отдых в Северной столице выросла на 20% по сравнению с 2000 годом, аналогичный по уровню тур Прага – Вена - Будапешт дешевле приблизительно на 500 долларов.

- В Петербурге много элитных отелей, рассчитанных на состоятельных людей, но практически нет гостиниц среднего звена. Может быть, именно поэтому среди иностранных гостей мы видим чаще всего пожилых иностранцев. Значит ли это, что у нас развит только "пенсионный" туризм? Что мы можем предложить молодым, энергичным, но не богатым людям?

- Гостиничная инфраструктура у нас неплохая и достаточная развитая по сравнению с другими российскими городами, но все же мы отстаем от крупных туристических центров. С одном стороны, это объективно оправдано: из-за резкой перестройки экономики гостиничные комплексы в один момент оказались в том состоянии, когда государством они уже не поддерживаются и не финансируются. С другой стороны, отелям надо соответствовать сегодняшнему дню, и они справились с этой ситуацией, сегодня многие крупные старые гостиницы находятся в стадии реконструкции. Изменились "Октябрьская", "Советская". Но, к сожалению, 10 лет были потеряны – надо было накопить опыта, оборотного капитала.

Сегодня наши гостиницы догоняют в развитии европейские отели, но при этом оказались в монопольном положении, потому что турпоток стал расти, а объектов размещения не хватает. По данным крупнейших туроператоров по приему, в высокий сезон они вынуждены отказывать до 40% заявок на посещение Санкт-Петербурга. В городе сейчас около 31-35 тысяч гостиничных мест. Кроме этого, стал активно расти частный сектор - по данным риэлтерских организаций, порядка 10-15 тыс. квартир летом сдаются в аренду с посуточной оплатой. Можно считать, что это еще один номерной фонд, но, честно говоря, не тот который нам нужен. Турфирмы работают с ним вынужденно, из-за нехватки мест в гостиницах. В частном секторе нельзя гарантировать безопасность, многие из квартир не легализованы, там не регистрируют туристов.

В городе начали строиться мини-отели, сейчас в Петербурге их около 150. К сожалению, официально легализована только половина из них (имеют разрешения пожарных служб, СЭС). Чтобы вывести этот рынок на поверхность, необходимо упростить крайне тяжелую процедуру использования жилфонда для этих целей, например, превращения квартиры или несколько квартир в мини-отель. Номерной фонд Петербурга как минимум в два раза может и должен быть увеличен. Сегодня, например, в Праге на 1 тысячу жителей приходится 12,5 гостиничных мест, в Вене - 26, а в Петербурге - только 7,2 места. Существующее мнение о том, что строительство новых отелей вызовет снижение загрузки имеющихся гостиниц, на мой взгляд, ошибочно.

Турбизнес сейчас работает летом, в основном, за счет пенсионеров, которые, честно говоря, не являются выгодными туристами, поскольку тратят гораздо меньше денег, чем люди среднего возраста. Сезонное насыщение касается гостиниц и нескольких крупных музеев (Эрмитаж, Петергоф, Царское Село), остальная инфраструктура свободна, поскольку до двух миллионов петербуржцев уезжает за город на дачи, освобождая транспорт, метро, улицы, магазины, рестораны. На их место могут приехать иностранцы. Нам нужно менять потребительский спрос - работать с разными категориями клиентов: если мы не можем увеличивать количество туристов, пока не построены гостиницы, мы должны менять качество турпотока, активно работать со средним классом - с Европой, Азией, Китаем, Японией, с тем, кто тратит больше денег.

Процесс строительства гостиниц в Петербурге идет. Нам нужно больше отелей уровня 3-4 звезды с номерным фондом не менее 150 мест - для среднего класса. Это тот контингент, который мы сейчас не получаем, притом, что это самые выгодные, активные туристы, которые приезжают семьями, с детьми, интересуются разными программами.

- Как развивается туризм в Северо-Западном регионе? Есть ли единая концепция?

- Самый уникальный, самый туристический регион России - это, конечно же, Северо-Запад. Во-первых, он очень удачно расположен - граничит со странами Европейского союза и просто призван быть окном, дверью в Россию. Во-вторых, на Северо-Западе есть уникальное сочетание природного, исторического, культурного потенциала, а также транспортная составляющая, неплохо развитая инфраструктура, высокий уровень профессиональной подготовки кадров. При этом в регионе можно отметить компактное расположение исторических достопримечательностей - они находятся в пределах досягаемости в течение дня. Кроме того, у нас очень неплохие водные маршруты, которые сейчас развиваются. Власти именно нашего региона первыми осознали приоритетность туризма и стали вкладывать в него бюджетные средства и административные усилия. Прежде всего, речь идет о Псковской, Новгородской, Ленинградской, Калининградской областях, Карелии, Вологодской области. Там сделана ставка на туризм, выделены соответствующие средства из бюджета, предусмотрено участие в туристических выставках, поддерживаются органы управления туризмом. И все эти области в последние годы имеют стабильный рост туристических прибытий - около 10% в год. Это симптоматичный показатель. Нам мешает недостаточность развития инфраструктуры, но, как правило, инвестор приходит вслед за туристом с опозданием на два-три года. Это объяснимо тем, что турист рискует 1000 долларами, а инвестор - миллионами, и решение всегда принимает осторожно.

А вообще мы считаем, что необходима целевая федеральная программа развития туризма на Северо-Западе, в рамках которой, в частности, должно быть предусмотрено введение нового правового механизма создания федеральных рекреационных туристических зон в северо-западном регионе. Конечно, нельзя сделать сугубо туристическим весь регион, он слишком большой, здесь много других отраслей экономики, поэтому необходимо определить сеть рекреационных зон, поддерживать на них развитие инфраструктуры и ограничить возможность создания нетуристических объектов.

Другой момент - все вышеперечисленные области по отдельности научились себя рекламировать, продавать свой турпродукт, но при этом поняли, что в одиночку им на международный туристический рынок не пробиться. Нужна интеграция, например, хорошим маркетинговым инструментом может быть проект "Серебряное кольцо России" по аналогии с Золотым кольцом. Северо-западный туризм находится на переломном этапе. Этот следующий годы будут решающими для отрасли, и если мы сможем решить проблемы - гостиничные, транспортные, федеральные, местные, региональные - то в ближайшие 10-15 лет Северо-Запад станет одним из наиболее активно развивающихся регионов мира. Если мы не сможем решить наши проблемы, то просто застынем либо начнется спад.