Travelport с 25 октября

Небесный овербукинг: инициатива Минтранса нашла сторонников и противников

Предложение Минтранса РФ легализовать овербукинг для российских авиакомпаний вызвало неоднозначную реакцию в отраслевом сообществе, свидетельствуют результаты опроса, проведенного ТАСС. Ранее министерство опубликовало на едином портале законопроект, разрешающий перевозчикам продавать авиабилетов больше, нежели посадочных мест в салоне самолета. Такая мера призвана поддержать страдающий от экономического спада сектор гражданской авиации в стране.

 

Турбизнес. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина в беседе с корреспондентом ТАСС указала на то, что овербукинг в практике российских перевозчиков уже существует, хотя до настоящего момента никак не регламентировался:

«У нас, в отличие от Евросоюза, нет правовых документов, оговаривающих овербукинг, поэтому требуются правила, регулирующие отношения между перевозчиком и пассажиром в случае сверхпродаж. Но надо четко понимать, насколько правила, которые сейчас пытается выработать Минтранс, учитывают интересы пассажиров, оплачивающих услугу, которую авиакомпании им не оказывают».

По мнению Тюриной, цель перевозчиков понятна: они продают на 10-15% больше мест, чем есть на рейсе, предполагая, что какое-то количество пассажиров на рейс не явится, как оно обычно и бывает. Эти места оплачены, и авиакомпании стремятся таким образом заработать дополнительно – чтобы кресла не пустовали, их продают еще раз. Этот метод применяется и в гостиничном бизнесе, особенно в курортных отелях в пик сезона. Но если все клиенты все-таки являются, гостиницы или операторы начинают расселять клиентов по другим отелям. «С учетом того, что в России пассажиры фактически бесправны перед авиакомпаниями, овербукинг – крайне нежелательное явление», – резюмировала пресс-секретарь РСТ.

В пресс-службе туроператора Anex Tour отметили логичность возможного внедрения овербукинга на российском авиарынке, подчеркнув, что с точки зрения регулярных рейсов этот законопроект вполне правомерен и может обеспечить максимальную загрузку бортов.

«По статистике ведущих авиакомпаний России, 10% пассажиров не являются на регистрацию. Те пассажиры, которые ждут билеты на определенный рейс и стоят в электронной очереди, смогут найти их в свободной продаже и оперативно приобрести», – заявил ТАСС представитель компании. В то же время туроператор как заказчик чартерных рейсов имеет определенный блок мест в самолете, поэтому продавать несуществующие места в рамках турпакетных услуг никакого смысла не имеет, поскольку на такие рейсы, за редким исключением, являются все пассажиры.

В «НТК Интурист» также считают, что инициатива Минтранса не должна оказать существенного влияния на деятельность крупных туроператоров. «Основные объемы полетов выполняются либо на собственных чартерный рейсах, либо на блоках мест на регулярных, которыми, согласно договору с авиакомпанией, распоряжается туроператор», – сообщил директор по продажам компании Сергей Толчин. По его мнению, введение овербукинга может оказаться проблемой для тех туроператоров, которые не имеют своих блоков и работают под запрос мест на регулярных рейсах. Кроме того, один на один с возможной проблемой лишних билетов могут оказаться самостоятельные туристы.

 

Перевозчики. Мнения отечественных авиаперевозчиков относительно перспектив введения овербукинга разделились. В пресс-службе «Аэрофлота» сообщили, что поддерживают инициативу Минтранса. По словам представителя авиакомпании, законодательные изменения требуются в первую очередь для защиты прав пассажиров: «В России продажа большего числа билетов, чем кресел в самолете, существует негласно и достаточно распространена, при этом сейчас российские пассажиры не защищены законом и не имеют возможности рассчитывать на высокую компенсацию. Безусловно, крупные авиакомпании стараются компенсировать вынужденные неудобства, но маленькие, региональные перевозчики не всегда имеют возможность предложить пассажирам достойную компенсацию».

Права потребителей в данной ситуации могут быть защищены за счет введения обязательной компенсации за отказ в перевозке по аналогии с США и странами ЕС. В случае принятия закона об овербукинге не попавший на рейс пассажир будет иметь полное право и гарантии на получение превышающей его расходы компенсации, отметили в авиакомпании.

Перевозчик подчеркивает, что за счет риска возникновения дополнительных затрат сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество невылетевших пассажиров. Также в «Аэрофлоте» отметили, что потенциальное нововведение коснется в первую очередь регулярных рейсов и минимально затронет турбизнес: «Овербукинг актуален для авиакомпаний, выполняющих преимущественно регулярные рейсы, так как чартерные перевозчики работают по блокместам с туроператорами, которые, по сути, управляют загрузкой рейсов авиакомпаний. На чартерных рейсах неявившихся пассажиров всегда меньше, так как люди приобретают турпакеты».

В поддержку предложений Минтранса высказались и в авиакомпании S7. «Мы поддерживаем эту инициативу, специалисты авиакомпании участвовали в обсуждениях на площадке профильного ведомства. Безусловно, при условии справедливой компенсации для пассажиров», – сообщила пресс-секретарь S7 Анна Бажина.

Среди противников идеи овербукинга оказалась «Трансаэро». «Наша авиакомпания ранее не раз заявляла, что не поддерживает идею ввести в гражданской авиации России овербукинг. Более того, в компании внутренними документами запрещена подобная практика. Мы считаем, что она несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса. Овербукинг может серьезно нарушить планы людей», – сообщили в пресс-службе перевозчика.

К числу причин, по которым овербукинг в России представляется нежелательным, в «Трансаэро» отнесли обширную географию нашей страны и авиационную инфраструктуру, специфика которой заключается в наличии крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью. «Высокая частотность в России поддерживается, как правило, присутствием на направлении не одного, а нескольких перевозчиков. Нужно учитывать, что не между всеми авиакомпаниями в стране существуют договоры о передаче пассажиров для оперативного обеспечения их перевозкой на рейсе сторонней компании», – подчеркнули представители второй по величине российской авиакомпании, отметив, что в большинстве случаев это касается удаленных от Москвы регионов, где следующий рейс может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. При этом проблемы могут возникнуть еще и в случае сложных транзитных маршрутов, когда попавший под овербукинг пассажир теряет стыковки на другие рейсы.

 

Зарубежный опыт. Ирина Тюрина сослалась на зарубежную практику овербукинга, где нехватка мест в салоне самолета означает повышение класса полета для пассажира, оставшегося без места на выбранном рейсе, и выплату дополнительных компенсаций в соответствии с регламентом Европарламента и Совета ЕС. «Размер компенсации зависит от дальности полета – от 250 до 600 евро. Подробно оговариваются и компенсации в случаях различных неудобств пассажира, связанных с отказом в посадке на рейса, – за все должен отвечать перевозчик. Проект Минтранса сейчас предлагает всем стандартную компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами», – отметила пресс-секретарь РСТ.

По ее словам, у некоторых зарубежных авиакомпаний даже образуются очереди из добровольцев, готовых отказаться от своего рейса и лететь на другом, потому что им платят хорошую компенсацию. «В России же овербукинг, как правило, связан с унижениями пассажиров, с конфликтами, сорванными планами и так далее. Кроме того, перевозчики зачастую рассчитывают на то, что люди не в курсе своих прав, объявляют овербукинг форс-мажором и просто не сажают на рейс. К сожалению, бывают и случаи, когда под видом овербукинга компании регистрируют на рейс нужных людей, отказывая пассажирам, которые пришли позже», – рассказала г-жа Тюрина.

Вспомнили об иностранном опыте и в «Аэрофлоте». По словам представителя перевозчика, в неназываемой по понятным причинам зарубежной авиакомпании применяется следующая практика: за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе – к примеру, на день – и организует ему полет на следующем рейсе. Также пассажиру в случае овербукинга в зависимости от обстоятельств могут предложить на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий перелет.