Тревелпорт

Возможности Петропавловской крепости неисчерпаемы

Пресс-служба Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии провела опрос крупнейших туристических компаний Петербурга – членов Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ относительно их взаимодействия с музеями города. Качество сотрудничества оценивалось по следующим направлениям: взаимопонимание с руководством музея, партнерские отношения, заинтересованность музея в сотрудничестве, стиль управления музеем.

В результате проведенного анкетирования, верхнюю строчку музейного рейтинга занял Государственный музей истории города (Петропавловская крепость). Далее следуют Спас на Крови, Исаакиевский собор и государственный музей-заповедник «Павловск». Сложнее всего, по мнению туроператоров, работа складывается с Государственным музеем-заповедником «Царское Село» и «Петергофом».

Корреспондент пресс-службы СЗРО РСТ встретился с директором Петропавловской крепости Борисом Аракчеевым и попросил его прокомментировать результаты проведенного опроса.

- Думаю, что взаимодействие с турфирмами - это не самое главное направление деятельности музея. Тот факт, что некоторые музеи заняли последние строчки в полученном рейтинге, не означает, что они плохо работают, просто все в разном положении. Например, наши прославленные дворцы-музеи обладают небольшой пропускной способностью и просто физически не могут принимать огромное количество людей. И не будем забывать, что основная задача музея – сохранение национального достояния в виде движимых и недвижимых памятников. Конечно, нам надо жить, привлекать посетителей и приносить доход, но не в ущерб своей главной миссии. Программа развития туризма должна быть направлена на то, чтобы создавать больше музейных мест, предоставляющих максимум культурной информации для туристов. Было бы правильно развивать Ораниенбаум, Гатчину, открывать в городе новые музеи, и поддерживать существующие, которые еще не достаточно развиты. Приезжающие к нам туристы обладают разными интересами, и совсем не обязательно всех подряд пропускать через Эрмитаж. Турфирмы могут предлагать и другие уникальные музеи Санкт-Петербурга.

- Но туристов, прежде всего, привлекают бренды. Мы ведь тоже, отправляясь в Париж, хотим посетить Лувр и Эйфелеву башню.

- Насколько я знаю, большие турпотоки в Лувр и на Эйфелеву башню не направляются, очень многих туристов направляют на другие объекты показа, чтобы снять нагрузку с памятников, доступ в которые ограничен. А непременно побывать в одном-двух известных музеях – это наш менталитет, оставшийся с советских времен. Думаю, туристы все равно поедут в Санкт-Петербург, независимо оттого, включен в программу пребывания Эрмитаж или нет. Захотят – сходят самостоятельно. Для людей важно, чтобы их хорошо поселили, вкусно кормили, предоставляли отдых в вечернее время, обеспечивали безопасность. Словом, все то, что относится к сфере приема турфирм.

- И все же - в чем секрет вашего удачного сотрудничества с турфирмами города?

- Мы рассматриваем турфирмы как организации, привлекающие в наш музей посетителей, а значит - должны идти им навстречу, создавать условия для комфортного приема туристов, выслушивать мнения и пожелания партнеров, решать возникающие проблемы. Мы поддерживаем программу Северо-Западного отделения РСТ «Петербургский вояж. Белые дни», направленную на продвижение зимнего сезона, и намерены принимать группы зарубежных туроператоров, знакомить их с потенциальными возможностями нашего музея. Сегодня лимит по приему туристов Петропавловской крепости еще не исчерпан. Наш собор позволяет вместить одновременно три тысячи человек.

- Как Вы видите развитие отношений с турбизнесом?

- Дело в том, что знакомство иностранных туристов с Петропавловской крепостью, как правило, ограничивается именно собором. Экскурсии по крепости и ее территории турфирмы почему-то не предлагают. Хотя памятник уникален не только для России, но и для Европы, и мира. Петропавловская крепость строилась по самому современному для XVIII века образцу, здесь был воспринят весь европейский фортификационный опыт. По идее, на Заячьем острове нужно делать заповедник, культурную зону, а вместо этого - идут разговоры о создании на базе музея развлекательного центра. Но для того, чтобы привлекать интеллектуального туриста, комплекс крепости должен быть музеефицирован, должен получать ощутимую поддержку города. К сожалению, мы не федеральное, а городское учреждение – следовательно, живем за счет бюджетных средств, а их катастрофически не хватает.

- Какие еще возможности Петропавловской крепости сегодня не востребованы?

- Петровские ворота – первые триумфальные ворота, которые были построены еще при жизни Петра. Это не менее важное архитектурное сооружение, чем Эрмитаж, а мы его не можем показать туристам. Сейчас памятник закрыт лесами, идет капитальный ремонт, и неизвестно когда он закончится. Еще один великолепный памятник фортификационной архитектуры XVIII века – Кавальер Анны Иоановны. Это уникальное в своем роде и красивое здание не видели даже петербуржцы, потому что оно находится на территории складов Монетного двора. О том, чтобы вывести склады с территории Заячьего острова, городская администрация даже слышать не хочет. Кроме того, мы просим Мостотрест и администрацию Санкт-Петербурга построить на историческом месте третий мост на Заячий остров, который ранее существовал между Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью. Нам нужен современный, с хорошей проходимостью мост. Тот, через который сейчас проезжают в музей туристические автобусы - по 20 машин в день – старый и деревянный, он уже не выдерживает этой нагрузки. Но запретить проезд автобусов мы не можем, иначе перекроется все движение на Кронверкской набережной. Новый мост помог бы решить проблему логистики и, кроме того, включил бы в туристический оборот и Артиллерийский музей.

- Борис Серафимович, удается ли музею внедрять новинки, проводить какие-то интересные программы?

- В этом году в Петропавловской крепости после реставрации открылся Каретник. В нем с успехом прошла совместная российско-итальянская выставка «Леонардо да Винчи». Сейчас мы открываем входную зону в Иоановском равелине. Там уже действует историческая почта, ее почтарей в костюмах XIX века можно часто видеть на территории крепости. Это новинка для Санкт-Петербурга, но для всех европейских исторических музеев - обычное явление. Иностранные туристы очень любят отправлять открытки со старинным штемпелем. Из наиболее ярких проектов хотелось бы выделить «Улицу времени» - это интерактивная экспозиция по истории города, участниками которой становятся дети. Есть еще карильонный и песчаный фестивали. К концу года мы готовим большую экспозицию по истории Петропавловской крепости, тюремную экспозицию в Зотовом бастионе, планируем сделать открытое хранение в Нокольской куртине.