Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Чунга-Чанга» весело живет?

После кризиса 1998 г. понятие «бизнес-план» прочно вошло не только в учебные программы по подготовке специалистов для турбизнеса, но и в реальную жизнь. Однако составляются некоторые из этих документов явно в состоянии эйфории, из-за чего завышенными оказываются и объемы потенциальных продаж, и, соответственно, прибыль.

Например, один из таких бизнес-планов, составленный в феврале-марте этого года, предполагал, что спрос на поездки в Испанию в фирме «Чунга-Чанга», только выходившей на рынок, составит в сезон, по самому пессимистическому сценарию, не менее 3-4 заказов в день. При таком спросе затраты на открытие компании, оцениваемые в $20 тыс., окупались уже в первый сезон. Но теоретические расчеты, как известно, проверяются на практике.

«Чунга-Чанга» начала свою деятельность в апреле 2002 года, получив лицензию на турагентскую деятельность. Реклама, данная с опозданием, не позволила фирме использовать всплеск спроса на турпоездки в начале мая, а в июне на рынке наступило относительное затишье. Дальше стало выясняться, что в предварительных расчетах затраты уменьшены, а доходы завышены. При этом новое агентство вроде бы делало все правильно: офис в центре, многоканальный телефон, сайт в интернете, диверсифицированное предложение, охват массовых туристских направлений, рекламная поддержка в СМИ и т.д., что, по идее, должно было гарантировать успех. Однако жизнь внесла свои коррективы, опровергнув многие сложившиеся стереотипы.

Во-первых, оказалось, что интернет-сайт не дает устойчивого клиентского потока, а, кроме того, привлекает странных покупателей, имеющих собственное, порой виртуальное представление о турпродукте и его стоимости. Далее выяснилось, что закон, вошедший во все пособия по маркетингу и продажам, согласно которому 10% от общего числа позвонивших приобретает желаемый товар или услугу, действует только в отношении больших чисел, а на скромные объемы стартующего бизнеса не распространяется. Не дает гарантированной отдачи и реклама в таких массовых изданиях, как «Туризм и отдых».

В общем, определить заранее, что из теоретических положений сработает на рынке, а что нет, не так просто, как кажется на первый взгляд. Однако, как известно, удача приходит к тем, кто проявляет упорство. Так что, «Чунга-Чанга», как и положено фирме с таким оптимистичным названием, с рынка не уходит, а только вносит коррективы в ранее разработанные планы. (Ассоциация «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса»)