Интурмаркет с 1 октября

Всемирный локдаун не остановил желание пассажиров летать

Динамика чартерных рейсов бизнес-авиации в этом году напоминает американские горки: от практически нулевых значений в апреле до роста в 200% в августе. Таковы данные группе компаний Aim of Emperor, в состав которой входят два чартерных брокера – LLJets и QuantumVia.

«Из-за распространения Covid-19 нынешний год складывается абсолютно непредсказуемо для чартерного рынка, – говорит собственник Aim of Emperor Ираклий Литанишвили. – Если в первом квартале количество заявок и рейсов было примерно таким же, как в прошлом году, то, начиная со второго, ситуация резко меняется. При этом амплитудные колебания спроса достигали как максимальных, так и минимальных значений».

Во втором квартале количество заявок выросло ровно вдвое, а число организованных рейсов снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: границы были закрыты, в апреле спрос фактически остановился, брокеры организовывали только вывозные рейсы в Россию. Но в мае и июне 2020 года интерес к чартерным рейсам возобновился. Среди наиболее популярных направлений деловой авиации во втором квартале выделяется Москва: на неё приходилась львиная доля вывозных рейсов. Выделить топовые маршруты по другим городам проблематично: как пассажиры бизнес-джетов в период закрытых границ могли летать только в страны своего второго гражданства или где у них вид на жительство. Среди них выделяются Франция, Великобритания, Кипр, Италия.

А в августе количество заявок взлетело на 265%, а число выполненных перелетов – на 68% в сравнении с августом прошлого года. При этом конвертация заявок в рейсы была невысокой: большинство запросов приходило от людей, впервые обращавшихся к бизнес-авиации, они были уверены, что ограничения не коснулись частной авиации.

Больше всего вылетов в августе было совершено из Москвы в Бодрум, Анталию, Даламан. Среди российских направлений – Сочи и Симферополь.

Рост спроса и реального количества выполненных рейсов повлиял на стоимость. В летние месяцы средний чек на чартерные рейсы снизился, но незначительно – на 6-7%. В Aim of Emperor объясняют это разными факторами. Во-первых, у самих клиентов есть запрос на менее дорогие рейсы, во-вторых, на рынке активно работает схема шеринга, то есть покресельная продажа перелета вместо аренды целого самолета. Кроме того, компания вновь выставила на чартерный рынок самолет HondaJet, стоимость летного часа которого значительно ниже других предложений.

Таким образом, отмечают в Aim of Emperor, несмотря на всемирный локдаун, кризис и полную непредсказуемость, желание летать у людей не пропало. По итогам трех кварталов 2020 года рост летной активности составил 29%.