Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Мы уже пересели на зарубежные самолеты, скоро пересядем на зарубежные авиакомпании»

В России идет бурный рост авиаперевозок, значительно опережающий среднемировые темпы. Есть у нас и эффективные авиакомпании. Тем не менее, в стране складывается такая ситуация, когда пассажирам выгоднее пересесть не только на иностранные самолеты, но и на иностранные компании на международных рейсах, а на внутренних маршрутах перестать летать вообще. Специалисты по выездному туризму об этом могут только мечтать, их клиентам от таких изменений будет только лучше, а вот о развитии внутреннего туризма в такой ситуации можно просто забыть. Об этом и многом другом шла речь в ходе 9-го международного авиационного форума «Крылья России» – 2011.

По словам директора по развитию «Домодедово» Владимира Камынина, аэропорт недавно провел исследование причин нынешнего авиакризиса. Использовались методы, разработанные специалистами Стэндфордского и Оксфордского университетов для оценки деятельности наиболее успешных мировых компаний, демонстрирующих в последние годы динамичный и стабильный рост. В их число вошли и авиапредприятия, в частности, концерн Boeing.

Ученые вычленили общие для успешных компаний черты. Это, например, последовательный процесс постановки целей и их достижения; наличие структур и механизмов, стимулирующих развитие; согласованность принципов и правил в работе всех подразделений; наличие признаков системы подготовки кадров; сопричастность персонала ценностям компании и гордость за принадлежность профессии. Выяснилось, что то ощущение элитарности, которое испытывали в советские годы не только летчики, но и все, кто работал в авиации, безусловно, способствовало высокому уровню труда в отрасли. Согласно результатам исследования, в России есть авиапредприятия, которые имеют высокие показатели по всем отмеченных в зарубежных исследованиях аспектам. Именно эти компании наиболее успешны на рынке, притом что развиваются полностью самостоятельно, без какой либо протекции со стороны государства. Это, по словам г-на Камынина, «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь», «Волга-Днепр».

Однако пока, судя по словам заместителя генерального директора ГосНИИГА Олега Страдомского, атмосфера в отечественной авиаотрасли далека от элитарной. Уже в 2012 году потребность в пилотах в России существенно превысит количество выпускников летных училищ, кроме того, уровень подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Для обучения летчиков работе на импортной технике нужны тренажеры и инструктора, которые не всегда есть в стране – персонал отправляют учиться за рубеж.

«Сейчас мы пожинаем плоды ситуации 90-х, студентов некому учить, а те энтузиасты, которые остались в училищах, получают зарплаты, несопоставимые с их квалификацией, опытом и ответственностью», – рассказывали участники форума. Пилотов-инструкторов переманивают авиакомпании для того, чтобы те «доводили материал» до ума уже на месте, берут училища под свой патронат и создают свои летные школы. Все это, наверное, положительные процессы, считают эксперты, но, к сожалению, взять на себя дополнительные расходы и заниматься еще и отличным от своей прямой задачи делом, могут только крупные игроки.

Участники форума отметили, что проблемы отрасли особенно болезненно воспринимаются на фоне очень динамичного роста объемов авиаперевозок в стране. Понятно, что такой рынок чрезвычайно интересен зарубежным авиакомпаниям. Кстати, и на самом форуме «иностранцев» присутствовало больше, чем российских авиакомпаний и других отечественных авиапредприятий. «Мы уже пересели на импортные самолеты, скоро пересядем на иностранные авиакомпании. Зарубежные игроки сейчас внимательно изучают российский рынок, а пилоты Lufthansa, по слухам, уже учат русский язык», – говорили в кулуарах.

По словам многих участников встречи, монополизация отрасли, к которой приведет сокращение числа авиакомпаний, будет способствовать росту цен на авиабилеты, в то время как во всем мире идут обратные процессы. Стоимость предложений иностранных перевозчиков уже сейчас часто ниже, чем у отечественных авиакомпаний, и российские пассажиры с удовольствием пользуются их услугами на международных линиях. Полеты же на внутренних рейсах слишком дороги даже для деловых пассажиров, не говоря уже о туристах. Так что, если не предпринять нужных мер, нынешние проблемы российской пассажирской авиации могут оказаться на руку иностранным перевозчикам.

 

Екатерина Сирина, RATA-news