Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Московских музейщиков больше не пугает слово «турпродукт»

08:27, 25 октября 2013

Перевозчики и гостиницы давно поняли специфику туристического бизнеса, отношения с ними у турфирм перешли в практическую плоскость. А вот сотрудничество с музеями еще только начинает выстраиваться. Тем не менее, процесс пошел и особенно активизировался в последние два года. За это время прошло несколько форумов и конференций, на которых операторы и музеи в режиме диалога обсуждали свои проблемы. Последняя такая встреча состоялась 22 октября на Форуме московских музеев-2013. Круглый стол «Московские музеи на туристических рынках» собрал представителей более 50 московских музеев, а также операторов. Модераторами встречи выступили пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина и директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская.

По мнению операторов, музеи пока недостаточно участвуют в создании пакетных туров, не стремятся минимизировать цены для турфирм, что помогло бы делать московский турпродукт более конкурентными. «Мы привыкли к тому, что европейские музеи дают серьезные преференции тем, кто привозит к ним группы, и ждем от российских музеев такой же заинтересованности», – сказала генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева.

Управляющий директор компании «Тари Тур» Игорь Кузьмин согласен, что главная на сегодня проблема – ценообразование. Наши музеи выставляют операторам фактически «уличные» цены, не предлагая ни комиссии, ни бонусов. А во всем мире распространена практика предоставления турфирмам комиссии не менее 5-7% от стоимости билета. У нас же пока «рискнул» только Исторический музей в Москве, да и то предложил…1-2%! Это происходит из-за непонимания бизнес-процесса. Российские музеи воспринимают комиссию как вознаграждение и поэтому требуют от турфирм сначала обеспечить постоянный объем в течение года, а потом, мол, можно подумать и о комиссии. Операторы же пытались донести до музеев простую мысль: будут нормальные цены, будут и объемы. «И гостиницы раньше не понимали, за что давать турфирмам комиссию, а сейчас предлагают операторам скидки от 20% до 75%, в зависимости от сезона», – пояснил Игорь Кузьмин.

По словам генерального директора компании «Интерс», главы «Мостурпула» Татьяны Козловской, сегодня экскурсионная программа – это 30-35% стоимости всего «детского» турпакета по Москве. «Мы получаем скидки от гостиниц, «Аэрофлот» дает нам 50-процентную скидку на билеты из дальних регионов. Это позволяет предлагать туры в Москву по доступным ценам. А ценовая политика музеев подрывает наши усилия по продвижению столицы», – сказала г-жа Козловская. Более того, совсем недавно для турфирм отменили бесплатное место в составе традиционных групп 10+1, которое обычно предоставлялось преподавателю или сопровождающему. Соответственно, стоимость билета для этого человека придется раскидывать по детям-туристам. Экскурсии в большинстве музеев организуются для групп не более 15 человек, а это значит, что 40 приехавших на автобусе школьников приходится разбивать на три группы плюс, соответственно, «организовывать» три бесплатных места для преподавателей. Это особенно печально, заметила эксперт, если вспомнить, что в Париже, например, музеи для молодежи до 25 лет вообще бесплатные.

Татьяна Козловская уверена, что музеи должны быть заинтересованы в сотрудничестве с турбизнесом: «Потому что, работая с потребителями, мы всегда держат руку на пульсе. Знаем, в какую сторону нужно меняться музеям, чтобы быть успешными. У нас накоплен огромный опыт продвижения на различных рынках. На сайты операторов ежедневно заходит до 5 тыс. посетителей, это – отличная рекламная площадка».

После нескольких роад-шоу, проведенных «Мостурпулом» в регионах, выросла узнаваемость московских музеев. «Первая тройка осталась неизменной – Красная площадь, Кремль, Третьяковская галерея. А вот дальше начались сюрпризы. Сильно опередив «Коломенское» (16%), на четвертом месте оказалось «Царицыно» (36%), которое в последнее время активно взаимодействует с турбизнесом», – пояснила она. Ирина Тюрина, в свою очередь, еще раз напомнила, что турбизнесу сильно не хватает актуальной информации о музеях, их новых программах, событиях. RATA-news, газета Российского союза туриндустрии, готова безвозмездно публиковать такие новости, но лишь немногие музеи пока пользуются этой возможностью.

Участники форума с интересом выслушали представителей турбизнеса. Светлое будущее, в которое их позвали, кого-то обрадовало, кого-то – насторожило. А предложение создать совместный турпродукт многим показалось почти кощунственным: музейщикам трудно представить, что их трепетно сохраняемые коллекции могут в одночасье превратиться в «продукт». Тем не менее, большинству музеев очевидно, что пришло время меняться, бороться за новую аудиторию. И если они хотят выйти на новые рынки, в частности, туристический, то это надо делать с новыми программами и новым отношением к делу. Важно услышать рекомендации и советы турбизнеса, который, в отличие от музеев, за последние 20 лет получил неоценимый коммерческий опыт.

В итоге несколько музеев решили присоединиться к «Мостурпулу», чтобы вместе разрабатывать экскурсионные маршруты по Москве. С ценообразованием – сложнее. Как сказала руководитель дирекции музейно-выставочного объединения «Манеж» Екатерина Селезнева, не музеи устанавливают цены, их диктует государство. Несамостоятельны музеи и в плане комиссионных. Тем не менее, как полагает эксперт, если вопрос комиссии для турбизнеса столь принципиален, выход можно найти, обратившись за разрешением напрямую к московским властям.

Если у музеев к концу встречи и оставались какие-то сомнения в необходимости сотрудничества с турфирмами, то их наверняка развеяла начальник сектора туризма и специальных программ «Эрмитажа» Ольга Архипова. По ее словам, музей взял курс на разработку специальных программ для туристов еще в 1999 году. Сейчас «Эрмитаж» ежегодно подписывает договоры как минимум со 100 турфирмами. «Турфирмы – наши партнеры, промоутеры, от них огромная отдача. Естественно, они получают скидки», – сказала Ольга Архипова. Она отметила активное сотрудничество с Северо-Западным отделением РСТ, рассказала о различных турпродуктах, которые музей разрабатывает совместно с операторами. И в устах представителя одного из главных музеев страны слово «продукт» звучало совсем не страшно.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно