Интурмаркет с 1 октября

Российский санкур способен дополнительно привлечь миллионы туристов только за счет продвижения межсезонья

Российский санаторно-курортный комплекс обслуживает в год порядка 6,4 млн человек, а может принимать как минимум 9 млн, если будет загружен в межсезонье. Емкость этого сегмента рынка – 434 тысяч мест. Такие данные привел президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, выступая на пленарном заседании IV Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов, который прошел в Сочи.

«Если нам удастся решить проблему межсезонья, в том числе в Краснодарском крае, это обернется дополнительными поступлениями в бюджет и доходы населения. Но нужна популяризация российского санкура. Большинство наших соотечественников, особенно кто помоложе, вообще ничего не знают про санаторно-курортное лечение. Только за счет продвижения наших курортов мы можем в течение двух-трех лет добавить несколько миллионов отдыхающих, – отметил г-н Шпилько. – За все прошлые годы Минздрав не выделял сколько-нибудь значимых средств на популяризацию курортного лечения. В 2016 году по итогам заседания президиума Госсовета в Белокурихе президент страны своим поручением вменил эту функцию Ростуризму, и ведомство тогда начало этим заниматься».

Глава РСТ также привел данные по средней загрузке отельной базы в регионах страны, которая составляет 35%. «Это, конечно, очень низкий показатель. Отрадно, что в Сочи достигнуты такие высокие результаты – загрузка составляет около 70% в среднем по году и более 90% в высокий сезон. Однако в большинстве регионов мы испытываем хронический недогруз во время межсезонья. Высокий сезон короткий, поэтому создание круглогодичного продукта должно стать реальным приоритетом нашей индустрии, и это нашло отражение в новой стратегии развития туризма», – сказал Сергей Шпилько.

Говоря о принятой недавно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», он отметил, что документ разрабатывался при участии РСТ и представителей бизнес-сообщества: «Не все наши предложения вошли в итоговую версию. Однако это серьезный документ, который открывает новые перспективы для рынка. С нашей точки зрения важно, что в стратегии дана объективная оценка сложившейся ситуации и перечислены необходимые направления деятельности».

Г-н Шпилько обозначил основное содержание стратегии, которая предполагает развитие конкурентоспособного современного турпродукта и усиление социальной роли туризма, то есть его доступности для широких слоев населения. «Экономические индикаторы тоже очень серьезные – многократное увеличение оборота туриндустрии, рост более чем в два раза количества внутренних турпоездок, рост экспорта услуг России c $8,9 млрд до $28,6 млрд, увеличение в три раза инвестиций в отрасль, – отметил эксперт. – Необходимо стимулировать спрос, и не только путем субсидирования пассажирских перевозок на курорты страны».

Уже разработана программы субсидирования туроператоров по въездному и внутреннему туризму. Механизм не достаточно четкий, но он запущен и финансовые ресурсы выделены. «Надеемся, Ростуризм и Минэкономразвития в этом году механизм отладят, а в следующем он заработает в полную силу», – отметил г-н Шпилько.

Президент РСТ предложил учесть в российском бюджете отдельной строкой финансирование инфраструктуры курортов федерального значения, хотя бы как это было в СССР в отношении Крыма, Сочи и Кавминвод. Впрочем, сейчас этот перечень можно было бы и расширить, включив в него, например, Белокуриху. Иначе при существующем перекосе в межбюджетных отношениях никаких региональных налогов и туристических сборов не хватит, чтобы обеспечить условия для приема многомиллионных турпотоков, считает Сергей Шпилько. Тем более, если речь идет о продвижении наших курортов на зарубежных рынках.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news