Калуга

«Прежде, чем обсуждать стоимость электронной путевки, нужно понять, зачем нужен этот инструмент»

Накануне прошедшего в Госдуме круглого стола, на котором шла речь о перспективах информационной системы «Электронная путевка», эта же тема стала одной из ключевых на пленарном заседании IV Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов в Сочи. Обе площадки продемонстрировали редкое единодушие в отношении к проекту.

Напомним, что участники встречи в Госдуме – депутаты, представители органов исполнительной власти, отраслевых общественных организаций, туроператоры – пришли к выводу, что сроки введения обязательного применения электронной путевки нереальны и устанавливать их без предварительного тестирования системы нельзя. Практически в том же направлении шел разговор и на пленарном заседании в Сочи.

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок)» был направлен в Госдуму 8 ноября и, скорее всего, будет рассматриваться в первом чтении в середине декабря. Предполагается, что он должен вступить в силу 1 января 2020 года, а с 1 апреля 2020 года его исполнение становится обязательным для турбизнеса.

«Всех путает само понятие «электронная путевка». Никакой путевки в привычном понимании нет, речь идет о цифровой записи в некой информационной базе. Она не заменяет договор, не заменяет расчеты, это не документ. с которым турист может заселиться в отель. Это просто сведения о проданном туре, механизм обеления рынка, – объясняет учредитель юридического агентства «Персона Грата», омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в Москве Георгий Мохов. – Законопроект пока носит общий характер, техническое решение и подзаконные акты не представлены, но его действие будет распространяться как на выездной, так и на внутренний туризм – никаких исключений не оговорено».

Процесс создания электронной путевки неизбежно связан с формированием реестра турагентов, продолжает г-н Мохов. Вопрос в том, как будет работать общая технологическая платформа, будет ли она интегрирована с другими ресурсами. Например, через реестр турагентов система может подтверждать полномочия на реализацию турпродукта и давать доступ для входа в информационную базу данных. Законопроект относит к решению правительства порядок определения стоимости пользования этой системой, но вопрос даже не в цене интеграции с информационной базой, а в стоимости каждой «транзакции» и обоснованности этой суммы.

По общему мнению участников пленарного заседания, и туроператоры, и турагенты заинтересованы в добросовестной конкуренции и конструктивном регулирование рынка, но при этом важно не навредить бизнесу. Были выступления в пользу проекта.

«Внесение данных в «Электронную путевку» позволит защитить потребителя, он сможет на любой стадии оформления тура проверить статус бронирования, прошла ли оплата и т.д. Когда вы покупаете билет, то точно знаете время вылета, рейс, аэропорт, терминал, стоимость. В электронной путевке будет практически то же самое. Система также будет очень помогать в сборе информации и статистики, планировании финансирования тех или иных направлений», – определили перспективы проекта генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин.

«Нам кажется, что введение системы электронной путевки очень далеко от нас, но работа активно ведется как законодателями, так и разработчиками. Не за горами тот момент, когда вся информация, в том числе продажи, будут отражаться в этой системе, рынок станет прозрачным. Кто-то скажет, что это плохо, но я считаю, что изменения позитивны, поскольку они освобождают рынок от случайных агентов, которые открываются весной и закрываются осенью. Такие люди могут просто уйти с деньгами туриста, а в итоге страдает имидж отрасли», – говорит генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов.

Другие участники заседания куда более критично оценили законодательную инициативу. «Продукта пока просто нет. Законопроект, устанавливающий ответственность за отсутствие электронной путевки, зарегистрирован в Госдуме раньше, чем введена сама эта система. Во-первых, должно быть предусмотрено время для тестирования, во-вторых, нужно определить реальные сроки начала ее работы, в-третьих, необходимо понять, как выглядит механизм вхождения в систему», – считает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. С ним согласен заместитель генерального директора «TUI Россия» Александр Сирченко: «Необходимо исключить риски коллапса на туристическом рынке. Волнует нас и финансовая составляющая. Предполагается, что оплачивать пользование системой будет туроператор. Естественно, эти расходы будут закладываться в цену турпродукта и лягут на плечи туристов», – сказал г-н Сирченко.

Президент РСТ Сергей Шпилько обращает внимание, что существует неопределенность и по ряду других вопросов, а ответы необходимо получить до того, как будет определена стоимость. «Прежде чем обсуждать стоимость пользования электронной путевкой, нужно понять, зачем нужен этот инструмент, иначе бизнес точно проиграет», – предостерегает он.

Участники заседания неоднократно упоминали необходимость переноса срока введения проекта в действие. «Нужно перенести срок как минимум на 2021 год. Многие действующие законы, которые уже сейчас рассматривают в Госдуме, попадают под регуляторную гильотину и будут заменены. Кроме того нужно синхронизировать электронную путевку с создаваемым сейчас реестром турагентств, а на это тоже нужно время, – сказал руководитель комитета Ассоциации «Турпомощь» по инвестициям и внедрению информационных технологий в туризм Игорь Козлов. – Мы также считаем необходимым создание рабочей группы по цифровой стратегии и электронному документообороту. Отрасль не сможет работать с электронной путевкой, потому что уровень цифровизации в ней еще крайне низок, у в турбизнесе нет нормального электронного документооборота».

Г-н Козлов также считает необходимым обратиться в Минэкономразвития с просьбой провести публичную презентацию концепта, технических характеристик и расчета стоимости транзакций по электронной путевке. «В прессе мелькают данные, что цена может составлять от 100 до 300 рублей. Нам нужен нормальный расчет и понимание, как формируется эта цена», – резюмировал представитель «Турпомощи».

Выработанные в ходе конгресса предложения, касающиеся информационной системы «Электронная путевка», будут направлены в Ростуризм и Минэкономразвития.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news