Travelport с 25 октября

30 млрд. рублей на поддержку авиакомпаний

Премьер-министр Владимир Путин 20 декабря подписал постановление, утверждающее правила предоставления банкам субсидий на возмещение затрат на кредитование авиакомпаний. Постановление пока не опубликовано на сайте правительства, но в Минтрансе и Росавиации подтвердили факт его выхода. К постановлению приложены правила предоставления субсидий, утвержденные правительством. Согласно документу, в бюджете на 2009 год будут зарезервированы 30 млрд. рублей. Эти деньги являются гарантией по кредитам, которые госбанки выдадут авиакомпаниям в течение 2009 года (в целом не более 30 млрд. рублей). Если авиакомпания вернет кредит банку, деньги будут перечислены обратно в бюджет. Если нет – они пойдут на компенсацию банку потерь от невозвращенного кредита. При получении субсидии банки должны кредитовать авиакомпании под ставку последнего на момент заключения кредитного договора шестимесячного беззалогового аукциона ЦБ, увеличенную не более чем на четыре процентных пункта. Последний такой аукцион ЦБ прошел 15 декабря, ставка составила 12,8%, а значит, максимальная ставка кредитов для авиакомпаний составит 16,8%.

Сумма кредита не будет ограничена стоимостью имущества, которое компания может отдать в залог: банку будет достаточно заключения Росавиации о финансовом состоянии перевозчика. Рассмотрением документов и запросов авиакомпаний наряду с госбанками будет заниматься Росавиация. Она будет представлять гарантии по обязательствам авиакомпаний, даже если им не хватает имущества для залога. Ведомство будет также контролировать финансовое положение авиакомпаний.

В правилах указаны и критерии отбора авиакомпаний, при кредитовании которых банки получат субсидии. Льготные кредиты будут выдаваться перевозчикам, которые за 11 месяцев 2008 года перевезли не менее 1 млн. пассажиров, причем не менее половины – регулярными рейсами. По данным Транспортной клиринговой палаты, под оба критерия одновременно подходят только семь авиакомпаний. Источник в Росавиации пояснил «Коммерсанту», что в «правилах» установлены исчерпывающие критерии и перечень документов для того, чтобы господдержка дошла до «системообразующих» авиакомпаний.

Вне списка оказались сразу три авиакомпании, перевозящие более 1 млн. пассажиров, у «ВИМ-Авиа», «Атлант-союза» и «Оренбургских авиалиний» доля чартеров существенно превышает 50%. Совсем немного до барьера не дотянул первый российский бюджетный перевозчик Sky Express, который за январь-ноябрь перевез 969 тыс. пассажиров. Кроме того, в число получателей госпомощи не вошла ни одна из авиакомпаний, которые в ближайшее время могут войти в состав новой авиакомпании «Росавиа» («Атлант-союз», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток-авиа» «Кавминводыавиа»). ГТК «Россия», которая господдержку получит, может войти в «Росавиа» только после выделения спецавиаотряда и акционирования, на которые потребуется не меньше года. Глава «Росавиа» Виталий Ванцев и представители «Ростехнологий» ситуацию не комментирует. Источник «Коммерсанта» в Росавиации говорит, что вопрос по «Росавиа» «будет обсуждаться отдельно».

В Sky Express сожалеют, что не попадают в формальные критерии «системообразующих» авиакомпаний. «Нет сомнений, что по итогам 12 месяцев мы преодолеем барьер в 1 млн. пассажиров», – говорит пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин, добавляя, что подавляющее число рейсов авиакомпании – регулярные. В то же время, по его словам, бизнес-план компании на 2009 год не предусматривает господдержки. «Как и любая частная компания, мы вынуждены рассчитывать только на собственные силы», – отметил г-н Коренюгин.

Глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак отмечает, что предложенные ставки по кредитам больше, чем ожидались, однако в нынешней ситуации любые деньги и льготы для авиакомпаний «лучше, чем ничего». С ним согласен глава «Ютэйра» Андрей Мартиросов: «Господдержка в таком виде поможет только стабильным авиакомпаниям с положительным cash-flow, а говорить о том, что она спасет всю отрасль, я бы не стал». По мнению главы аналитической службы Олега Пантелеева, общая сумма гарантий государства может не быть полностью выбрана, и у авиакомпаний, не попавших в список, появится шанс. Но небольшим компаниям путь к кредитам все равно будет закрыт. Курс на укрупнение авиаперевозчиков никто не отменял, отмечает эксперт.