Саксонские ремесла в подарок российским туристам

Туроператор «Дарим Вам Мир» пригласил группу журналистов и представителей турагентств на открытие регулярного рейса Дрезден – Москва авиакомпании «Якутия». Официальное открытие состоялось 7 ноября в аэропорту Dresden International. А чтобы показать туристические возможности, которые дает перевозка в Дрезден, московских гостей провезли по нескольким уникальным местам, куда «ДВМ-Тур» уже организует либо только запускает экскурсионные программы.

Никогда не надоедает смотреть, как работают другие люди, – особенно когда они создают что-то своими руками. Поэтому экскурсии на мануфактуры, заводы и фабрики, где до сих пор используют секреты и технологии старинного ремесла, обычно самые интересные и запоминающиеся. В Дрездене ведущей темой стали традиционные для этих мест часовые и фарфоровые мануфактуры.

История европейского фарфора начинается в саксонском городке Мейсен. До 1709 года в Европе был известен только китайский фарфор, секрет которого так и не был разгадан. Чудо повторного открытия «белого золота» принадлежит немецкому алхимику Иоганну Фридриху Беттгеру. Вообще-то, его заказчик – курфюрст Саксонии Август Сильный – надеялся, что мастер, как и подобает честному алхимику, найдет для него философский камень, то есть золото. Результат превзошел ожидания – после двухгодичных экспериментов в подвалах мрачной крепости Кенигштайн, при участии минералога и физика графа фон Чирнгауза, был изобретен «красный беттгеровский» фарфор.

Чуть позже в лаборатории, устроенной под Брюльской террасой в центре Дрездена – «балконом Европы», по исторической формулировке Гете, – удалось получить звенящий белоснежный фарфор. И уже в 1710 году в Мейсене открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура. А две перекрещенные сабли, взятые с саксонского курфюрстского герба, с 1722 года украшают ее эмблему.

Потрясающие по красоте и изяществу посуду, статуэтки, напольные вазы и фигуры животных здесь делают до сих пор.

При мануфактуре открыт музей, где можно увидеть старинные вещицы из фарфора и проследить историю развития этого искусства.

Вот, например, украшение десертного стола (1749 год), в его оформлении использована тема подвигов Геракла. На стол выставляли блюда с фруктами и сластями, гости, рассевшись вокруг, неспешно угощались и беседовали на заданную тему, показывая свою эрудицию. И постепенно уничтожали съедобную «начинку» фарфоровой композиции.

А это первый в мире орган с 22 фарфоровыми трубками (2000 год). Работа над ним началась еще в XVIII веке, но прежние технологии не позволили довести его до ума. Орган действующий, в музее регулярно проходят концерты.

«Лебединый сервиз» в этом году «отпраздновал» 275 лет со дня рождения. Барочные сервизы на лебединую тему делались на заказ, обычно он состоял из двух тысяч предметов на сто персон. Именно этот был изготовлен в 1741 году для саксонского премьер-министра графа Брюля.

В декоре сервиза все связано с водой – здесь можно увидеть не только лебедей, но и нимф, тритонов, тарелки в форме ракушек. Вот на крышку супницы присели наяды, а сосуд для масла выполнен в виде амура верхом на лебеде.

Фигурки русского балета появились здесь после всемирных гастролей труппы Сергея Дягилева в начале прошлого века. Мейсенского скульптора Пауля Шойльриха вдохновил балет Шумана «Карнавал», где ведущие партии станцевали Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

Гостям музея показывают некоторые этапы производства изделий из белой «порцелиновой массы». Мастер на наших глазах за несколько секунд в специальной форме сделал голову амура.

А эта мастерица несколькими точными движениями приделала молочнобелой фигурке руку, в которой чуть позже появится золотой шар.

   

Рядом ожидают своей очереди хрупкие цветы и бутоны разной степени готовности.

Готовые фигурки и посуда, уже глазурованные, вручную расписывают художники. Ни одна тарелка или чашка не будет штампованной копией своей соседки по сервизу, что делает каждое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры произведением искусства.

В салоне-магазине на первом этаже выставлены чудесные чайные пары, обеденные сервизы, статуэтки и прочие безделушки, к примеру, клетка с фарфоровыми птичками.

Можно подобрать посуду как в классическом, так и в современном дизайне. Цены, конечно, кусаются, но мейсенский фарфор бесподобен.

 

 

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора