Турция еще не сказала последнего слова
Турция - традиционно одно из самых популярных направлений отдыха российских туристов. Если не принимать в расчет приграничные обмены с такими странами, как Польша, Финляндия и Китай, занимающими три первых строчки в этом рейтинг, то Турция окажется самой “обаятельной и привлекательной” для туристических поездок. И уже это обстоятельство делает страну объектом исследовательского интереса. Природно-климатические условия юга России похожи на средиземноморское побережье Турции, поэтому она достаточно успешно конкурировала с отечественными предложениями на рынке пляжного отдыха. Вместе с тем, в последние годы ситуация на этом сегменте рынка изменилась: все помнят резкий скачок спроса на южные направления России.
Вообще в туристской отрасли Турции продолжается спад, начавшийся в 1999 году с курдских угроз и сентябрьского землетрясения. По данным национального института статистики Турции, в 1999 году страну посетило на 22,6% туристов меньше, чем в 1998-м, когда там отдохнули 9,7 млн. чел. Поступления от туризма в бюджет сократились соответственно на 30%. За первые шесть месяцев 2000 года ситуация несколько улучшилась, и если положительные тенденции сохранятся, то Турция закончит 2000 год с лучшими показателями, чем 1999-й, но докризисного уровня пока не достигнет.
Основные генерирующие рынки турецкого туризма – это развитые европейские страны. В 1999 году сюда въехало 1,4 млн. немцев (18,7% от всего потока), 0,8 млн. англичан (10,9%), 0,48 млн. румын. Россияне занимали 4 место (0,41 млн.), на их долю приходилось 5,5% всех иностранных туристов.
Конечно, кризис турецкого туризма в основном связан с внутренней политической борьбой и экстремальными природными явлениями. Но эти выводы касаются только видимых причин. По оценкам английских туроператоров, проводивших сравнительный анализ турецкого рынка, кризис назревал уже давно. Оказывается, страна, из года в год улучшавшая показатели темпов развития туристской отрасли, уступала своим основным конкурентам по таким параметрам, как цена на услуги. Англичане пришли к выводу, что недельный тур с проживанием в отеле 2* в Турции стоит дороже, чем аналогичные услуги в Испании, Португалии и Греции: в Турции цена тура - 337 ф.ст., в Испании – 313 ф.ст., в Португалии – 330 ф.ст. Конечно, нужно принимать в расчет транспортные составляющие, однако рядового туриста эти “тонкости” волнуют мало.
Понимая сложность обстановки в условиях обострившейся конкуренцией, турецкое правительство принимает меры, направленные на поддержку туристской отрасли. В частности, в 2000 году Министерство туризма Турции получило $40 млн. на организацию рекламных кампаний в зарубежных странах. Кроме этого, Министерство подписало контракты на сумму $17 млн. с рядом ведущих иностранных турагентств, которые также должны были рекламировать отдых в Турции. Если прибавить к этому традиционные мероприятия, направленные на привлечение иностранных инвестиций в туристскую отрасль страны, то можно уверенно полагать, что турецкий туризм еще не сказал своего последнего слова.
Год | Кол-во туристов (млн. чел.) | Поступления от туризма ($ млрд.) |
1994 | 6,7 | 4,3 |
1995 | 7,7 | 4,9 |
1996 | 8,6 | 5,9 |
1997 | 9,6 | 7,0 |
1998 | 9,7 | 7,1 |
1999 | 7,5 | 5,0 |
2000 (за шесть мес.) | 3,9 | 2,7 |
(Отдел стратегического планирования Департамент туризма Минэкономразвития РФ по материалам, предоставленным Торгпредством РФ в Турции)