РСТ просит разъяснить новые условия получения турфирмами льготного кредита
Турфирмы, получившие кредиты по госпрограмме поддержки пострадавших от пандемии отраслей, обеспокоены неопределенностью порядка их возврата. Минэкономразвития в ноябре прошлого года принял постановление о новых условиях получения субсидий, однако четкого регламента до сих пор нет. РСТ просит ведомство дать разъяснения по этому вопросу, чтобы участники программы и их заемщики одинаково толковали эти правила.
Правительство 30 ноября 2020 года приняло постановление №1976 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из госбюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности». Сами правила были приняты постановлением от 16 мая 2020 года №696.
Кредиты с общей ставкой 2% предоставлялись бизнесу на выплату зарплат и возобновление деятельности на условиях их частичного или полного погашения государством. В новой редакции из правил исключили требование о том, что средняя заработная плата работника заемщика должна быть не ниже минимального размера оплаты труда. Одновременно добавлено положение о необходимости выплаты заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев направил главе Минэкономразвития Максиму Решетникову письмо с просьбой разъяснить применение на практике обновленных условий получения кредита турфирмами.
Инициатором обращения выступила директор компании «СБО», руководитель отделения РСТ по московскому региону Марина Лабутина. По ее словам, нужен четкий регламент получения и возврата субсидии, иначе кредит, взятый по госпрограмме под 2%, может превратиться в обычный банковский под 17%.
В адрес РСТ поступают обращения от турагентов, которые по соглашению сторон трудовых договоров в нынешних обстоятельствах установили неполное рабочее время. При этом фактически выплачиваемая зарплата сотрудникам с неполным рабочим временем в таких организациях составляет менее минимального размера оплаты труда, что не противоречит статье 93 Трудового кодекса РФ. Новые правила Минэкономразвития однозначно говорят, что сокращенный рабочий день, когда зарплата получается меньше МРОТ, правомерны с точки зрения сохранения статуса субсидии.
Однако у турфирм есть опасения, что банки могут трактовать эти положения по-своему. Будут они исходить из МРОТ или Трудового кодекса, неясно. При обращении в банки-кредиторы – Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк – турфирмы получают уклончивые ответы и ссылки на отсутствие конкретных условий проверки соответствия обновленных требований.
Все это создает финансовую неопределенность для организаций, получивших кредиты в соответствии с государственной программой. Турфирмы опасаются, что их задолженность будет погашена не за счет бюджетных средств, а переквалифицируется в кредитное обязательство.
«Многие небольшие компании с 6-8 сотрудниками, как, например, «СБО», находятся сейчас в очень тяжелом положении, – пояснила Марина Лабутина. – Мы принимаем туристов в Москве, но город только открывает свои двери, только на днях возобновили работу музеи, туристы пока едут слабо, у нас практически нет работы, и из чего платить зарплату сотрудникам, непонятно. Чтобы сохранить штат, мы перевели людей на пол- и четверть ставки. Взяли кредит, но теперь не знаем, как нас будут проверять банки, не начнут ли они требовать зарплаты на уровне МРОТ. И что значит МРОТ – 12900 рублей, которые давались в период карантина, или московский МРОТ, превышающий 20 тыс. рублей?».
У главы комитета по турагентской деятельности РСТ Анжелы Галкиной, ситуация также вызывает большую озабоченность. «Госсубсидия была хорошей поддержкой бизнесу. И будет очень обидно, если сейчас, уже постфактум, появятся новые уточнения, пояснения от государства, и этот кредит вместо поддержки превратится в ярмо».
Светлана Ставцева, RATA-news