Владельцы гостиниц пережили худший год в истории наблюдений
Средняя загрузка отелей Москвы по итогам 2020 года достигла 37,9%, сократившись на 51% относительно аналогичного показателя 2019 года. Такие данные в своем исследовании приводит консалтинговая компания JLL.
В Петербурге ситуация еще хуже: средняя заполняемость по итогам года оценивается в 29%. Это на 57% меньше, чем годом ранее. Похожие данные приводят другие консультанты. По оценкам Cushman & Wakefield, в Москве по итогам прошлого года средняя загрузка качественных отелей составила 38,5%, в Петербурге – 30,1%. В CBRE среднюю заполняемость отелей Москвы в 2020 году оценивают в 37%, Петербурга – в 29%.
Падение загрузки привело и к сокращению выручки отелей, а значит, и доходов отельеров. По расчетам JLL, в Москве в 2020 году RevPAR (доходность на номер) опустился на 63% относительно прошлого года, до 2,08 тыс. руб., в Петербурге – на 69%, до 1,4 тыс. руб. Консультанты CBRE оценивают среднее значение RevPAR в Москве в 2,5 тыс. руб. за номер, в Петербурге – в 1,7 тыс. руб.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова отмечает, что качественные отели в 2020 году работали с операционным убытком.
Собеседник «Коммерсанта» на гостиничном рынке добавляет, что ситуация могла быть и хуже, если бы не фактор «социальной загрузки» в Москве: с апреля по июнь мэрия размещала региональных медиков, работавших с пациентами, в гостиницах за 2-2,5 тыс. рублей в сутки. Многие отправляющиеся на вахту сотрудники добывающей и обрабатывающей промышленности проходили в отелях карантин. «Но оценить эти данные невозможно: собственники, как правило, их скрывают»,— уточняет собеседник.
Падение RevPAR во многом объясняется и заметным снижением стоимости размещения. По оценкам JLL, средневзвешенный тариф для брендированных отелей в Москве по итогам 2020 года составил 6,5 тыс. руб. за ночь, в Петербурге – 5,7 тыс. руб. Относительно 2019 года значения сократились на 12% и 27% соответственно. В Cushman & Wakefield падение средней стоимости номера в Москве в 2020 году оценивают в 23,2%, до 5,2 тыс. руб. за ночь, в Петербурге – в 30,9%, до 4,9 тыс. руб. В JLL поясняют, что в Москве снижение оказалось меньше, так как высокобюджетные отели решили сильно не снижать тарифы.
При этом, по словам Яны Ухановой, для люксовых отелей последствия текущего кризиса оказались более ощутимы.
По расчетам JLL, средняя загрузка наиболее дорогих гостиниц в Москве и Петербурге оказалась минимальной из всех сегментов, составив 20–22%. Владельцы люксовых отелей не готовы корректировать тарифы на фоне отсутствия реального спроса. «Высокобюджетные деловые туристы откладывают свои поездки на неопределенный срок и переориентировались на курортные объекты и частные виллы»,— объясняет госпожа Уханова. Она добавляет, что этот сегмент будет восстанавливаться медленнее по сравнению с другими.
Сами отельеры соглашаются, что прошедший год оказался сложным для всей отрасли. Президент Cosmos Hotel Group Александр Швейн оценивает падение спроса примерно в два раза, связывая это со снижением командировочной активности бизнеса. Средняя заполняемость объектов группы, по его словам, за год сократилась на 29%. Нивелировать негативный эффект помогли хорошие результаты работы загородных и курортных отелей. «Почти каждые выходные мы видели полную загруженность, а в будни она выросла с 30% до 50%», – поясняет г-н Швейн.
Партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко предупреждает, что для отельеров Москвы и Петербурга первая половина 2021 года тоже будет сложной: вряд ли до начала лета восстановятся массовые международные поездки.
Эксперты JLL ждут возвращения в Россию зарубежных туристов не раньше четвертого квартала этого года. Они добавляют, что в среднем спрос восстановится до докризисного уровня за 12-18 месяцев. При этом стоимость размещения будет расти медленнее, и на возврат значений RevPAR к показателям 2019 года может понадобиться три-четыре года.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»