Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В России действуют десятки законов, которые мешают туризму

08:07, 26 марта 2009

На высоком государственном уровне в последнее время часто говорится о туризме, как о возможной точке роста экономики в кризисный период, особенно в регионах. О том, как реально обстоят дела с развитием отрасли на местах и каковы ее перспективы, «Интерфакс-Туризму» рассказала заведующая сектором развития туризма Министерства экономического развития Мурманской области, многолетний председатель Ассоциации туристских предприятий региона "Баренц-туризм" Марина Ковтун.

- Марина, Вы более 15 лет на разных постах занимаетесь развитием туризма в своем регионе. Причем делаете это вполне успешно, учитывая результаты 2008 года. Вам импонирует популярная сейчас идея, что туризм может стать одним из приоритетных направлений российской экономики?

- Спасибо, что упомянули итоги сезона 2008. Мы действительно гордимся своими результатами: 2008 год в Мурманской области оказался рекордным за все последние годы. Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней по сравнению с 2007 годом вырос в 1,5 раза и составил 49,1 млн. руб. Инвестиции турфирм в собственное развитие составили 55,9 млн. руб. Всего в 2008 году Мурманская область приняла более 350 тыс. туристов. Это, конечно, не может не радовать, особенно если учесть, что наш регион трудно отнести к сугубо туристическим.

Идею "приоритетности" туризма как отрасли экономики могу только приветствовать. Убеждена, что при достаточном финансировании и планомерной реализации всех мер туризм экономически очень выгоден, что хорошо видно на примере таких стран, как Франция, Турция или Италия, где действительно существует протекционистская политика, направленная на поддержку туризма. Мы можем только мечтать о доходах, получаемых этими странами от туризма.

Однако в России туризм никогда не был приоритетным направлением развития экономики, он всегда финансировался по остаточному принципу. Да и сейчас, в условиях режима экономии, вызванного кризисом, он страдает в первую очередь: расформировываются, "сливаются" штаты, занимавшиеся развитием туризма в регионах, сокращаются, урезаются или вообще ликвидируются бюджеты этих комитетов и администраций.

И это после того, как отрасль уже показала свою эффективность! Например, мы в Мурманской области реализовали трехлетнюю программу развития туризма и сразу увидели, как даже небольшое финансирование сказывается на повышении привлекательности региона. Самым ударным, как я уже сказала, оказался прошлый год: количество обслуженных туристов у нас выросло на 33%! Значит, на это мы можем и должны делать ставку. Но в ближайшие три года, похоже, нам придется догонять самих себя. И не только из-за кризиса, но и из-за наших… законов.

- Вы имеете в виду несовершенство законодательства в туризме?

- Не совсем. Большинство проблем въездного или внутреннего туризма не являются проблемой именно туристского законодательства. Беда в том, что у нас много законов, которые должны способствовать развитию туризма, но ни один из них не помогает по-настоящему. Более того, десятки наших законов просто мешают ему развиваться на конкретных территориях – на земле, в воде, в воздухе, хотя это законы не туристские.

Представьте, если бы у нас был, например, туристский кодекс как свод законов. Туда бы вошли десятки законов, которые касаются всех сфер жизни, а значит, и туристической деятельности. К сожалению, действующий сейчас закон "Об основах туристской деятельности" - далеко не самый главный или определяющий, хотя вроде бы должен быть отправной точкой. Сейчас самым важным положением закона принято считать финансовые гарантии. Повышение размера фингарантий – едва ли не самая популярная, спекулятивная тема разговоров во властных кругах.

На мой взгляд, такой стиль мышления "в пределах Садового кольца" только усугубляет кризисные явления на туристическом рынке, вгоняя малый и средний бизнес в абсолютный тупик. В регионах нет "Детуров", и для малых и средних туристических предприятий в регионах зачастую даже более важны другие законы - те, с которыми сегодня сталкиваются организаторы туристической деятельности. В нынешнем своем состоянии они ставят серьезные препоны для развития нашего бизнеса. Препоны эти часто носят просто абсурдный характер, что не делает их менее реальными или действенными.

- Вы могли бы привести конкретные примеры подобных "горе-законов"?

- Да, конечно, ведь с некоторыми из них нам приходится сталкиваться постоянно, и они все у нас – на "слуху". Я бы сказала, что главной задачей всех нас в туризме сейчас является расширение узких мест непрофильных законов, которые регулируют вопросы, важные для туризма в России.

Возьмем, например, миграционное законодательство РФ. Следуя ему, иностранные граждане, въехавшие в Россию по деловым визам, не могут совершать турпоездки. Если же иностранному бизнесмену или преподавателю захочется в выходные посетить города Золотого кольца, то, в соответствии с законом, они должны аннулировать свою визу и получить визу туристическую.

Непонятно, кто писал это миграционный закон, согласно которому, иностранные гости, въехавшие в нашу страну с деловыми целями, не могут быть туристами, хоть и на деле являются такими же, как и туристы, потребителями туристических услуг.

Кстати, согласно положениям Всемирной туристской организации (UNWTO), любой въехавший в страну и остановившийся в ней на ночлег является туристом, так как потребляет услуги сферы гостеприимства.

В жизни такое законотворчество приводит к очень грустным последствиям. У нас в Мурманске пограничный пункт пересекала группа гостей из Скандинавии. При проверке группы миграционной службой было выявлено, что четверо из двадцати человек имеют деловые визы. Естественно, были составлены акты о нарушении ими целей прибытия. Закон так написан, что если человек получает визу на год, то ему, чтобы аннулировать эту деловую визу, надо ехать обратно домой, решать эту проблему и уже въезжать обратно с туристической визой. Наши миграционные службы правы – они следуют букве закона. Конечно, надо уважать законы собственной страны, но, возможно, их надо иногда и корректировать, если они серьезно вредят нашей репутации в мире.

В этой ситуации может порадовать только то, что не только Россия занимает слишком неуступчивую позицию в визовом вопросе. Россиянам тоже очень непросто получить визу, например, в шенгенские страны. Нужна масса справок и подтверждений, иногда откровенно дискриминационного характера… Да, это неудобно. Но мы, получая шенгенскую визу, получаем и возможность въезжать в страны Шенгена с краткосрочными визитами с любыми целями и уже без дополнительных визовых проблем. Конечно, наше законодательство не отражает зеркально миграционное законодательство других стран. И такое положение не способствует притоку иностранных туристов и популярности нашей страны у благополучной Европы.

- Вернемся к Мурманской области. Наверное, все-таки законодательные трудности не так велики, если за последние годы в вашем регионе создано, если не ошибаюсь, 35 различных баз отдыха?

- На мой взгляд, они появились у нас во многом не благодаря, а вопреки. С одной стороны, 65% территории Мурманской области – земли лесного фонда. Казалось бы, раздолье для снегоходного туризма, джиппинга и остальных видов отдыха, основанных на использовании природных ресурсов края. Однако использовать земли лесного фонда для осуществления туристической деятельности можно только на условиях их аренды. При этом право аренды возникает на основании итогов конкурсов и аукционов. Это касается использования земель лесного фонда для всех видов активного туризма - организации велодорожек, снегоходных трасс, маршрутов для треккинга. Другими словами, если компетентные лица установят, что это тургруппа, которая идет по маршруту, то проблемы у турфирмы неминуемы. Но ведь на практике подобные аукционы часто приводят к переделу собственности уже обжитых и, что называется, раскрученных участков земли. Скажем, объект инфраструктуры был построен лет 10 назад, и договор аренды истек. Новое право приобретается человеком, создавшим эту базу или обработавшим участок земли, путем участия в конкурсе на общих основаниях. Именно это обстоятельство провоцирует возможность передела территорий.

Желание владельца малого бизнеса не потерять территорию, в которую он уже вложил силы и средства, конечно, сильно. Но как показывает жизнь, а особенно практика последних лет, обязательно появляются претенденты на аренду этого участка, и в результате столкновения интересов после конкурса стоимость участка и права заключения договора аренды возрастает уже в несколько раз. А представьте себе, что на пути маршрута расположены 5 лесхозов и с каждым надо заключать договор? Другой момент. Если тургруппа на снегоходах притворится любителями-путешественниками, то им ничего не будет, поскольку граждане могут добровольно и безвозмездно использовать земли лесного фронда для своего отдыха.

И, наконец, возьмем закон о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Написанный, в основном, для промышленного рыболовства, он ставит в одинаковые условия практически пользователей рыбопромысловых участков небольших семужьих речушек и участков промыслового лова в море. Такой порядок проведения конкурса на рыбопромысловые участки не учитывает исторически интересов пользователей этих участков, которые инвестировали в развитие рыболовной инфраструктуры, механизма защиты их вложений нет. Согласно действующей практике, в результате проведения конкурса ничто не мешает новичкам завладеть участком, который до них осваивали другие люди.

- Картина получается удручающая. Какой вы видите выход из этой ситуации? Надо ли создавать новый, единый, основополагающий закон, который бы регламентировал развитие туризма в стране? Или разумнее продолжать движение вперед путем поправок к ныне действующему закону о туризме и непрофильным законам, что, собственно, и делается последние несколько лет?

- На мой взгляд, необходимо провести экспертизу законов, касающихся туризма, на лояльность к отрасли. Необходимо контролировать новые законы, чтобы не появились нормы, дискриминационные по отношению к туризму в стране. Это долгий, но неизбежный путь. И начинать надо с откровенно абсурдных положений в законодательстве, которые уже открыто вредят и имиджу страны, и развитию туризма в целом. Не изменив их, Россия с ее фантастическим туристическим потенциалом так и останется на 59 месте в рейтинге конкурентоспособности, который недавно опубликовал сектор туризма и путешествий Всемирного экономического форума, сравнив уровень туризма в 133 странах мира.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно