Тревелпорт

Каким станет турист в постковидной реальности

Как изменился социально-экономический профиль путешествующих россиян? Как пандемия повлияла на их предпочтения? Какие направления и продукты сейчас пользуются наибольшим спросом? Сколько готовы тратить российские туристы на отдыхе? На эти весьма актуальные вопросы эксперты отвечали во время сессии «Российский турист. Версия 2021», прошедшей в рамках деловой программы MITT-2021.

Главная примета времени – ухудшение экономической ситуации в семьях. Таков результат опросов, проведенных исследовательской компании Ipsos в 50 городах России в 2020 году. Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Людмила Новиченкова, выступая на сессии, обратила внимание слушателей на цифру 83% – столько участников исследования заявили о падении доходов. Причем, негативное влияние в большинстве случаев оказал именно коронавирус, об этом говорили 54%, то есть практически каждый второй респондент. В 2020-м пик пришелся на второй квартал, тогда об ухудшении положения говорили 89% респондентов.

В этих обстоятельствах приходится в первую очередь откладывать путешествия на когда-нибудь потом, ответили 47% опрошенных. Такое решение чаще принимают люди старшего поколения. На втором месте (27%) – расходы на спорт и хобби. Причем по сравнению с 2019 годом обе цифры подросли в два раза.

Удивительным оказался ответ представителей поколения Z на вопрос, как изменил их жизнь переход на дистанционную работу. «Усложнил», – сказали 45% респондентов. По их оценке, они стали более раздражительными. «Возможно, это объясняется тем, что у них еще не было опыта прохождения кризиса такого масштаба», – предположила г-жа Новиченкова.

Что будет дальше? Почти 70% не ждут в ближайшее время никаких положительных сдвигов в экономике. Ситуация, по их мнению, скорее усложнится. Это данные по четвертому кварталу 2020 года. В третьем квартале оптимистов было чуть больше – ничего хорошего не ожидали 64%. Настроение ухудшилось, видимо, по причине нервозности, связанной с опасениями очередной волны пандемии. Верит в лучшее лишь более жизнерадостное поколение Z.

Но, несмотря ни на что, люди продолжают строить планы на отдых. Ведь возможность путешествовать – это тоже источник счастья. В этом уверены 39% участников опросов Ipsos, которые проводились среди интернет-пользователей в феврале-марте 2021 года. Путешествовать по России собираются 69%, выехать за пределы страны – 36%. В числе сидящих на чемоданах есть и те, у кого остались неиспользованные туры, и те, кто хочет успеть съездить в этом году, пока опять страны не закрылись. Людмила Новиченкова добавила, что 12% планируют совмещать путешествие с работой.

Никуда не планируют уезжать из дома только 16% респондентов. Объясняют они это боязнью заболеть (42%), неподъемной для них ценой (37%) и нежеланием проходить через карантин или тратить время на получение справок (29%).

Для большинства (70%) самый желаемый отдых – поездка на море. Посетить родных хотят 47%, а третью строчку заняла графа «Походы» – 30%. По мнению Людмилы Новиченковой, это связано с тем, что люди слишком долго сидели дома и теперь стремятся больше двигаться. К тому же и походы нынче стали не то, что прежде. Комаров кормить не надо, а рюкзаки часто везут за туристами на автомобилях. Круизы выбрали 18%, горные лыжи – 15%, медицинский туризм (а это уже отголосок пандемии) – 12%.

Задавался Ipsos и вопросом, почему люди едут за границу. Оказывается, из-за высокой контрастности. В России, несмотря на разнообразие регионов, российским туристам все понятно – быт, язык, общая обстановка. Нет духа приключения! Людмила Новиченкова предложила даже создать карту России, которая отражала бы наиболее полярные регионы, чтобы люди могли максимально переключиться, познакомиться с другой культурой, услышать незнакомый доселе язык местных жителей.

Что касается организации туров, то наши сограждане уверены: турагентства выступают гарантами того, что их отдых пройдет хорошо. Обращаться к профессионалам считают необходимым те, кому сложно самостоятельно организовать поездку или кто рассчитывает ее удешевить. Туристы ждут не только заявленного качества, но и помощи в трудной ситуации. Этому научил их ковидный год. Народ не забыл, сколько сил и средств потратили туроператоры на вывоз своих туристов из разных стран.

Представляющий «СберАналитику» Максим Чачин подтвердил: внутренний турпоток растет. Свидетельствует об этом рост на 38% платежей внутри страны. Сограждане стали больше платить и больше ездить по России. Причем доля повторных туристов наиболее велика в Ленинградской области и московской агломерации – 33% и 28% от общего турпотока соответственно.

Директор по стратегическим партнерствам «Google Россия» Ольга Суслова рассказала об online-трендах российского туристического рынка. По ее словам, в 2020 году поисковый запрос на категорию «туризм» впервые за последние пять лет показал снижение. Впрочем, как подчеркнула г-жа Суслова, это отнюдь не падение интереса, а отложенный спрос, ведь просмотры видео в разделе путешествий выросли по отношению к 2019 году в два раза.

Чаще всего в интернете искали ответы на следующие вопросы: когда возобновится международный туризм, куда я могу поехать сейчас, когда будут сняты ограничения.

Народ сосредоточился на поиске новых возможностей. Из-за желания оказаться в менее людном месте вырос интерес к островам и вообще отдыху на лоне природы, желательно в частном доме и вместе со всей семьей. Пусть это будет изоляция, но на свежем воздухе. Люди хотели бы совершать даже виртуальные поездки, лишь бы хоть как-то вырваться из стен собственной квартиры.

Google также видит невероятный всплеск интереса к поездкам внутри страны. Пользователи запрашивали информацию по региональным паркам, домам отдыха, вариантам автопутешествий и семейному отдыху. Самыми популярными запросами в контексте путешествий по России были «куда поехать» и программа кэшбэка. Самые быстрорастущие запросы – как добраться до Карелии из Москвы, как доехать до Шерегеша, что посмотреть в Калининграде, в Карелии и в Мурманске. Двукратно выросло прошлым летом число запросов по турам на Камчатку. И если раньше туристы искали недельные туры, то теперь предпочитают 9-дневный отдых, а решения о поездке принимают на 50% быстрее.

Напоследок Ольга Суслова дала турбизнесу совет не начинать рекламную кампанию по продвижению своего турпродукта слишком заранее, все равно клиент начнет искать информацию внутри высокого сезона. Г-жа Суслова рекомендует также активнее использовать тематический видеоконтент, который стал чрезвычайно популярен сегодня. По ее данным, в мире интерес к нему вырос на 51%, а в России – на 62%.

Любовь Булгакова, RATA-news