Travelport с 25 октября

Спасла ли Украина белорусский турбизнес?

Саммит ЕС 24 мая постановил запретить белорусским авиакомпаниям полеты в Евросоюз. Решение еще должно быть согласовано и утверждено в Совете ЕС на уровне министров, что потребует от нескольких дней до нескольких недель. Но турбизнес Белоруссии уже готовится к тяжелым временам.

В Европарламенте призвали полностью прекратить авиасообщение с Белоруссией.

Ряд авиакомпаний – AirBaltic, Wizz Air, Austrian Airlines, литовский чартерный перевозчик KlasJet уже объявили, что не будут летать над Белоруссией. Их планирует поддержать польская LOT.

Авиакомпания Lufthansa объявила о временной приостановке полетов в воздушном пространстве Белоруссии. С таким же заявлением выступила KLM. Управление транспорта Швеции рекомендовало местным авиакомпаниям избегать воздушного пространства Белоруссии.

Великобритания первой в Европе объявила об отказе принимать рейсы «Белавиа» и рекомендовала своим авиакомпаниям облетать республику. Кроме того, авиарегулятор страны приостановил разрешения на полеты в королевство всех чартерных перевозчиков Белоруссии.

25 мая ТАСС сообщил, что Air France объявила об отмене полетов над Белоруссией и приостановила разрешение «Белавиа» на рейсы во Францию. Также Finnair приостанавливает свои полеты над Белоруссией.

«Белавиа» 24 мая объявила о приостановке полетов в Литву на месяц. А 25 мая сообщила об отмене рейсов в Лондон и Париж до 30 октября. Полеты на Украину отменены с 26 мая по 31 августа.

Причина транспортной блокады – инцидент с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair, который 23 мая следовал из Афин в Вильнюс через воздушное пространство Белоруссии и был экстренно – есть версия, что принудительно – посажен в аэропорту Минска.

Пассажирский самолет посадили из-за сигнала о его минировании. По поручению белорусского президента Александра Лукашенко для сопровождения самолета был поднят истребитель МиГ-29. На борту лайнера находился бывший редактор признанного в Белоруссии экстремистским телеграм-канала Nexta Роман Протасевич. Он был задержан белорусскими властями и сейчас находится в СИЗО.

Как сообщает Республиканский союз туристических организаций (РСТО), регулярные рейсы в Европу использовались турфирмами для стыковок на такие направления, как Мексика, Куба, Бразилия и Доминикана. Самый острый вопрос для турбизнеса – как запрет на полеты в Евросоюз коснется чартерной перевозки, а также некоторых популярных курортных направлений, куда туристы добирались с помощью регулярных рейсов.

До вчерашнего дня на белорусском рынке шли активные продажи Турции, Египта, Албании, Черногории, Туниса, Болгарии, Греции. На основе регулярной перевозки туристические компании продавали ОАЭ, Кипр, Грузию.

По информации РСТО, турпакеты в Турцию практически проданы до конца июня. По сообщениям туроператора и консолидатора рейса на Крит компании «АэроБелСервис», первый рейс на этот греческий остров, который должен осуществиться 12 июня, продан полностью. Блестящими в этом году можно назвать продажи туров в Албанию и Черногорию. Только накануне консолидатор «Аэротрэвел» увеличил количество рейсов в Черногорию.

Встревоженные клиенты с вечера 24 мая начали звонить турагентам, у которых на тот момент никакой обнадеживающей информации не было. Предполагалось, что Украина закроет свою территорию для пролетов белорусских авиакомпаний. В этом случае маршруты из Минска в Египет и Израиль стали бы длиннее на 20-25%, а в Стамбул и Анталью – на 50-90%. Это сильно увеличило бы расстояние, цену билета и, соответственно, турпакета.

Но вчера появилась информация, что «Белавиа» сможет продолжить полеты из Минска в третьи страны транзитом через территорию Украины, сообщает РСТО.

Напомним, Украина с 26 мая запретила прямые рейсы между городами Украины и Белоруссии, а также транзит самолетам с украинской регистрацией через воздушное пространство Белоруссии. Однако эти ограничения не касаются транзита для белорусских авиакомпаний через Украину. Таким образом, «Белавиа» сможет по-прежнему летать самым коротким путем через Украину в Стамбул, Тель-Авив, а также в Анталью, Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Что будет с другими направлениями? Следим за развитием событий.