Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Европейские отельеры интересуются Сочи, франшизой и апартаментами

09:19, 26 июня 2012

В мае в Москве состоялся международный саммит Focus On Russia, посвященный вопросам гостиничной индустрии. PKF Hotels, организатор мероприятия и один из мировых лидеров в сфере гостиничного консалтинга, планирует в 2012 году провести на территории Европы двенадцать подобных «круглых столов».

По озвученным на конференции данным, на конец 2011 года в России насчитывалось 98 909 номеров в 442 отелях. 60% из них ориентировочно соответствуют категории 2*. Данные приблизительны, поскольку сертификация нового образца еще не набрала обороты и официальное подтверждение звездности большинства средств размещения ожидается не скоро. К тому же сертификация на данный момент – дело сугубо добровольное.

Из четырех с половиной сотен гостиниц страны лишь 8% имеют более 400 номеров, 7% – 300-400, 24% – по 200-300 номеров. В остальных – менее чем по 200 номеров. Статистика не учитывает хостелы, кемпинги, резиденции, различного рода апартаменты и т.д.

Брендированных отелей в столице чуть больше 110, это в общей сложности 29 646 номеров. В российских регионах примерно 30% гостиниц относятся к международным сетям, остальные независимые.

Из брендов лидирует Park Inn By Radisson, у него уже 3700 номеров на территории России. Правда, на пятки наступают Azimut, Holiday Inn, «Амакс» и Marriott.

Если же говорить об управляющих компаниях, то первая – снова The Rezidor Hotel Group. Далее места распределяются следующим образом: IHG, Marriott, Azimut, Accor, «Амакс», Starwood и другие.

В числе обсуждавшихся вопросов наиболее оживленную дискуссию вызвали несколько тем. Одна из них – форматы сотрудничества: брать ли отели в управление, соглашаться ли на франшизу, рассматривать ли варианты лизинга? К чему гостиничный рынок страны располагает больше всего?

Здесь, конечно, в первую очередь нужно учитывать специфику самого бренда. Например, «Кемпински» слишком мал для того, чтобы браться за франшизу, а Holiday Inn и Marriott только ею и живут. У Hilton франшизных гостиниц примерно 50%. Так что каждого бренда свои приоритеты.

Очень многое зависит и от собственника, на что ориентируется он сам. По мнению представителей управляющих компаний, если в планах исключительно инвестиции в недвижимость и при этом владелец не планирует глубоко вникать в специфику гостиничного бизнеса, то оптимальным вариантом будет отдать отель в управление. Управляющая компания возьмется контролировать множество вопросов: обучение, соответствие стандартам и так далее. Тем же, кто желает рулить бизнесом самостоятельно, зачастую действительно интереснее купить франшизу. Что же касается лизинга, то поднимать этот вопрос в России рановато, такой формат сотрудничества и в Европе-то пока не очень распространен. Во многом из-за того, что лизинг в большинстве случаев предполагает длительный контракт, а с нашей экономикой даже на 5-7 лет вперед планировать доходы проблематично: рискуют обе стороны.

Радует, что изменилось отношение к франшизе как таковой. Во-первых, собственники осознали, что этот формат во многих случаях позволяет более эффективно обращаться с деньгами. Во-вторых, если у владельца отеля нет особого гостиничного опыта, но есть большое желание учиться, то к его услугам подробный инструктаж, тренинги и многое другое, что позволит грамотно и в приемлемые сроки наладить бизнес-процессы. Да, за удобство приходится платить, но окупается оплаченное сторицей.

Далее был затронут вопрос грамотного распределения строящихся гостиниц на территории страны. Многие отельеры до сих пор удивлены ажиотажем вокруг Сочи. Вернее, не столько ажиотажем, сколько тем, что многие ринулись строиться «за компанию», не продумав, насколько будет востребован гигантский номерной фонд региона после окончания Олимпийских игр. То же касается и других регионов-участников будущих спортивных мероприятий. Ориентироваться на «осенью к нам Путин приезжает», по меньшей мере, нелогично: много ли в мире президентов и премьер-министров, у которых в графике запланирован ежеквартальный рейд по российской глубинке? И много ли денег принесут вам разовые визиты vip-персон, будь они хоть короли, если каждый отель строится с расчетом на минимум 20-летнюю эксплуатацию, а персоналу нужно выплачивать зарплату каждый месяц?

Некоторое недоумение у участников саммита вызывает и график мероприятий в Санкт-Петербурге. Статистика показывает, что все лето гостиницы северной столицы переполнены. Оставшиеся девять месяцев в году средняя загрузка чуть ли не 30%. Возникает вопрос: если в Питере в течение года проходит один-единственный международный форум, почему его проводят именно летом?

Столице, впрочем, тоже по-прежнему есть над чем работать: по части приема туристов она отстает от десятков, если не сотен, других городов мира. В Нью-Йорке, например, 200 пятизвездных гостиниц, а в Москве их всего 15. Так что, если организовать стабильный турпоток в Россию, даже luxury-отелей будет не хватать. Таким образом, мы опять вернулись к сложностям, связанным с привлечением туристов, причем не только визовым. Москва в этом отношении ощутимо слабее «северной столицы» России. Проводившиеся там совместные акции отельеров с театрами, концертными залами и спортивными площадками имели большой успех. Почему бы не организовать то же самое в Москве?

Те же вопросы возникают и в контексте позиционирования Сочи как туристического региона на международном рынке. Почему бы не проанализировать и не перенять мировой опыт? Ведь успешные примеры раскрутки малоизвестного курорта с хорошим климатом есть. Всего 13 лет назад никто слыхом не слыхивал про Абу-Даби, Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Сафагу, Белек и Кушадасы. Так почему не озадачиться освоением Черного моря? По мнению участников конференции, недалек тот момент, когда вдоль побережья будет выстроено порядка 250 гостиниц. Окажется ли среди них отель вашего бренда? Зависит от вас. Как подчеркнул генеральный менеджер «Балчуг Кемпински Москва» Герхард Митровиц, «потенциал российского гостиничного рынка огромен. Здесь найдется место всем. Лично я верю в него всем сердцем; и именно по этой причине приехал сюда, и именно поэтому я до сих пор здесь»

Правда, прожует ли Россия этот кусочек пирога, зависит не только от инвесторов и собственников, но и от грамотной политики государства в отношении поддержки туризма не только в столицах. Те же курорты Египта и Турции не прославились бы, если б не усилия «сверху».

Безопасность передвижения по городу в любое время суток была упомянута на конференции как одна из ключевых мер, направленных на привлечение иностранных туристов. Остальные средства и методы уже давно известны: хоть какие-то подвижки в визовых вопросах (как возмущенно сказали присутствовавшие на мероприятии иностранцы, «вас никто не просит отменять визы, но упростите хотя бы процедуру их получения!»). Украина, например, предоставила свободный въезд европейцам, и ни одна из сторон об этом не пожалела.

Третья очевидно необходимая вещь – лояльная к туристу инфраструктура. По этой части Санкт-Петербург снова обскакал столицу: в метро Питера все надписи дублированы на английском языке, в Москве же двуязычных схем крайне мало. Да, у нас уже появились терминалы по продаже билетов с инструкцией на русском и английском языках, но пока лишь на нескольких станциях. Да, прогресс есть: благодаря аэроэкспрессам стало существенно проще добираться до аэропортов, на стенах исторических зданий появились bar-коды, позволяющие получить ссылку на их «биографию». Но очень уж медленно раскручивается это «колесо».

Также спикеры сошлись во мнении, что в конкурентной борьбе нет необходимости лезть из кожи вон, облицовывать отели золотом и расстилать перед клиентами ковровые дорожки. Основное, что нужно иностранным туристам, – выбор, чем заняться в городе на выходных и в свободное время, и удобные недорогие номера не где-нибудь в «замкадье», а, по-возможности, ближе к центру Москвы. Тут, увы, пока что «пони бегает по кругу». Хотя не такие уж крупные населенные пункты в регионах демонстрируют удивительный прогресс в подобных вопросах. Взять, к примеру, Саранск – уютный городок с механизмами жизнедеятельности, продуманными вплоть до «чипирования» коров. «Считав» код с помощью мобильного телефона, можно выяснить, чье конкретно животное ненароком задело вашу машину. Другой пример: благодаря деятельности промышленных предприятий стремительно развивается отельный и туристический бизнес в Калуге: крупные бизнес-гостиницы города на загрузку не жалуются даже в самые «низкие» сезоны. Так что за опытом нет необходимости ездить в Европу или в США, ведь есть чему поучиться и у региональных администраций.

Еще одним вопросом, активно обсуждавшимся на круглом столе, было развитие так называемых «апартаментов с обслуживанием», предназначенных для длительного проживания. Сегмент этот у нас на сегодняшний день практически не развит, не говоря о брендированных средствах размещения подобного типа.

Интересно, что о них неожиданно заговорили везде, но пока никто не начал массовое строительство, так сказать, не решился «разбить лед». При том, что апартаменты гарантированно будут пользоваться большим спросом у экспатов либо россиян, отправленных в долгосрочную командировку или переезжающих по релокации вместе с семьями. Потенциал этого сегмента велик: за рубежом, например, среднегодовая загрузка качественных средств размещения для долгосрочного проживания составляет 95%. На конференции было высказано предположение, что развитие культуры апартаментов с обслуживанием с большей долей вероятности начнется не с Москвы, а с Сочи. Именно там после олимпиады так или иначе придется пристраивать к делу сотни, если не тысячи, построенных в преддверии соревнований квартир. Но, во-первых, к освоению этого рынка нужно приступать осторожно и предельно вдумчиво, ведь это принципиально другая система работы, продаж и совершенно иные цены. Во-вторых, необходимо изменить само отношение среднестатистического россиянина к «обслуживаемым апартаментам» как к общежитию, где окна засижены мухами, а коридоры заполнены соседскими кошками. Ну а далее – тщательно изучить, каким гостиничным брендам и на каких условиях будет интересен этот сегмент; но это уже тема другой статьи.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно