Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как распорядиться курортным богатством Сочи и Крыма?

Весна-2014 года внесла кардинальные изменения в перспективы развития внутреннего туризма в России. Помимо современной олимпийской инфраструктуры, новых гостиничных мест в Сочи, страна приросла еще новым курортным регионом – Крымом.

Санаторно-курортный и туристический сектор Крыма насчитывает 825 учреждений. Из них 151 специализируется на санаторно-курортном лечении, 224 – на оздоровительно отдыхе. 60% объектов в частной собственности, более 20% – в государственной. Краснодарский край располагает санаториями и отелями на 450 тыс. мест, к Олимпиаде появилось еще 22 тыс. мест – причем в отелях и апартаментах ведущих международных цепочек. Вместе они представляют мощный ресурс, который может сделать Россию самодостаточной в плане санаторно-курортного отдыха.

Однако пока это – перспективы. Надо еще суметь правильно распорядиться неожиданным богатством. Об этом вчера шла речь на заседании комитета тпп рф по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.

Ситуация на обоих туристических направлениях складывается довольно противоречивая. Краснодарский край рассчитывал на большой приток туристов после Олимпиады, но эти надежды до сих пор не оправдались. Количество новых гостиничных мест явно превышает спрос. Как следствие, растет внутренняя конкуренция – между Имеретинской долиной и Красной Поляной, между «старыми», уже раскрученными средствами размещения и вновь построенными. При этом Краснодарский край получил еще «внешнего» конкурента – в лице Крыма. А Крым в еще более сложном положении, так как лишился до 70% своего основного турпотока – из Украины. А при нынешних проблемах с перевозкой полуострову трудно рассчитывать на компенсацию не только этой доли, но и даже более скромной, российской.

По словам главы профильного комитета ТПП РФ, вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, решить проблему загрузки обоих курортов в ближайшие годы без государственной поддержки и решительных законодательных мер невозможно. Очевидно также, что с появлением Крыма у России появляется уникальный шанс выработать единую курортную политику с учетом современных реалий. Для нормального развития юга России необходимо, прежде всего, добиться транспортной доступности, удешевить авиаперевозку, всерьез заняться развитием социального туризма. Кроме того, надо активнее работать с российскими регионами и странами СНГ, которые традиционно помогают загрузить межсезонье. «Нужны меры, кардинально влияющие на загрузку курортов. Например, решение визового вопроса, чтобы суда с туристами могли заходить в курортные порты без виз на 72 часа. А вот строительство казино, тем более целой игорной зоны, вряд ли можно считать волшебной палочкой. Это – лишь одна из возможностей расширения досуга, всех проблем она не решит. К тому же, как показал опыт Азовской игорной зоны, это невыгодно экономически», – сказал Юрий Барзыкин. К тому же пришло время менять структуру спроса российского потребителя: «В Крыму и в Краснодарском крае примерно 55% турпотока приходится на пляжный отдых, 25% – на лечение. Раньше в Крыму доля лечебного отдыха составляла почти 40%, к этому надо постепенно возвращаться. Это экономически более выгодная модель».

В нынешней ситуации главная задача турбизнеса – конвертировать курортный потенциал Краснодарского края и Крыма в турпродукт. По словам генерального директора компании «Свой ТТ» Сергея Войтовича, это не так трудно, потому что в Сочи пляжный отдых легко сочетается с экскурсиями и развлечениями – в городе есть, чем заняться и что посмотреть. «И с отелями нет проблем, цены нормальные, просто некоторые операторы слишком робко осваивают новый сочинский продукт», – заметил он. Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест», которая начала работать на внутреннем рынке лишь в этом году, согласен: с Сочи проблем нет. «Подписаны контракты с сочинскими отелями, получены нормальные цены, готовы программы, организованы рейсы, есть спрос. С Крымом сложно, прежде всего, из-за нехватки рейсов. Спрос есть, перевозки нет. И почему-то невозможно организовать туда чартеры», – пояснил г-н Кузнецов.

Экспертов волнует также уровень сервиса после Олимпиады: в период Игр до 80% персонала в новых средствах размещения составляли временные сотрудники, которые потом разъехались. Такая ситуация, по словам вице-президента РСТ Сергея Корнеева, чревата снижением уровня сервиса и, соответственно, негативным имиджем курорта.

Участники встречи сошлись во мнении, что и Крыму, и Сочи нужна более активная реклама на федеральном уровне. Хотя далеко не все расходы должно на себя брать государство, ведь у отелей есть владельцы, многие из них представляют крупные холдинги, и они вполне могут позаботиться о себе сами. В любом случае, крымским и сочинским отелям надо перестать рассчитывать только на помощь «сверху» и начинать активнее участвовать в выставках, работать с операторами и т.д.

Комитет тпп рф по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности и Российский союз туриндустрии собирают предложения и рекомендации представителей турбизнеса по развитию Крыма и Краснодарского края. Они будут представлены на специальном совещании с туристической общественностью у вице-премьера Ольги Голодец, где пойдет речь о совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере туризма.

 

Светлана Ставцева, RATA-news