Travelport с 25 октября

С чем делегаты съезда выходили к «свободному микрофону»

Высказать свое мнение на съезде РСТ мог любой желающий, записавшись на выступление в формате «свободный микрофон». И эта площадка оказалась весьма востребованной. Делегаты говорили о наболевшем, строили планы, выступали с законодательными инициативами и пытались заглянуть в будущее отрасли.

Руководитель комитета РСТ по выездному туризму, заместитель генерального директора туроператора «TUI Россия» Александр Сирченко высоко оценил работу и РСТ, и Ростуризма, поблагодарив за помощь в кризисный период, но отметил, что «это эффективное движение не должно останавливаться»: «Те механизмы поддержки отрасли, которые были выработаны – кэшбэк, гранты, субсидирование чартерных перевозок – должны быть продолжены».


Он также заметил, что финансирование части мер поддержки запланировано, но недостаточно использовать их в прежнем виде, необходимо совершенствовать. В качестве примера спикер рассказал о чартерных рейсах: программа господдержки помогла, например, компании «TUI Россия» поставить чартеры на нескольких внутрироссийских направлениях: на Сахалин, в Тюмень, Шерегеш, Бурятию, Мурманск, Казань. «Очень хотелось бы, чтобы механизм субсидирования чартеров заработал и на въездом направлении, как это практикуется во многих странах», – высказал пожелание Александр Сирченко.

Он указал и на необходимость пролонгации постановления правительства № 1073, которое помогло туроператорам в пандемию благодаря отсрочке обязательств.

Г-н Сирченко затронул тему изменений в отраслевой закон. По его мнению, в нем важно прописать распределение ответственности между различными участниками рынка, определить условия входа в туризм. «Мы поддерживаем предложение об ограничении фонда персональной ответственности туроператоров. Снижение выплат в этот фонд очень помогло в пандемию, и в дальнейшем эту практику надо сделать постоянной», – сказал спикер.

 Он также подчеркнул важность пересмотра системы налогообложения внутрироссийского продукта: «Когда откроются границы и многие туроператоры переориентируются на выездные направления, внутренний продукт должен иметь поддержку государства, выработанную в период пандемии».

Тему изменения фискальной политики в отношении объектов индустрии туризма продолжил у «свободного микрофона» руководитель комитета РСТ по внутреннему туризму, генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский. Он подчеркнул важность снижения имущественных налогов для курортных средств размещения, имеющих высокую кадастровую стоимость. «Налоговая нагрузка может просто заблокировать развитие этого сегмента», – сказал эксперт.


Из проблем, вызывающих беспокойство участников рынка, г-н Уманский упомянул введение электронной путевки: «Есть ощущение, что электронная путевка может оказаться только у операторов по внутреннему туризму». По его мнению, оцифровка лишь одного канала – операторско-агентского – обернется разве что дополнительной нагрузкой для этих участников рынка и мало что добавит в дело цифровизации всей отрасли. Поэтому если уж вводить электронную путевку, то она должна распространяться на всех дистрибьютеров.

Илья Уманский рассказал и о назревшей задаче стандартизации системы питания «все включено». Это вызвано «разочарованием потребителей из-за массового паразитирования на таком формате».

Г-н Уманский подвел итоги сделанному в 2021 году: это и взаимодействие с Ростуризмом по программе кэшбэка, обеспечившей «качественную загрузку» в межсезонье, и работа по предотвращению массового овербукинга на популярных летних направлениях, который в этом горячем сезоне мог стать особенно опасным. Заметив, что дел в комитете РСТ по внутреннему туризму много, его руководитель пригласил коллег присоединиться к его работе.

Появление у «свободного микрофона» руководителя компании «Свой ТС», главы комитета РСТ по международному туризму Сергея Войтовича вернуло участников съезда к наболевшей проблеме въездного рынка – электронным визам.


Недоумение г-на Войтовича вызвало решение МИДа о приостановке нововведения, которое так и не было запущено. По справедливому замечанию спикера, нет смысла откладывать введение электронных виз до открытия всех 52 стран, гражданам которых было запланировано разрешение на их выдачу. Нет причин не вводить такой формат для уже открытых стран, откуда туристы могут приехать в Россию. По мнению главы профильного комитета, проблема не решается не из-за пандемии, а «потому что консульская служба МИДа не хочет этого делать».

Новый спикер у «свободного микрофона» – и новые пожелания съезду и руководству РСТ. Генеральный директор тольяттинской компании «Пилигрим», руководитель Приволжского отделения РСТ Анна Тукмачева говорила о необходимости более активного включении представителей регионов в работу союза.


Среди ее пожеланий – участие региональных туроператоров в законотворческой деятельности комитетов РСТ, проведение онлайн-заседаний членов РСТ хотя бы раз в квартал. Призвав коллег больше общаться, Анна Тукмачева объявила, что региональные представители «готовы быть полезными руководству РСТ и делать работу союза более живой».

Коллегу поддержала, руководитель Удмуртского отделения РСТ Елена Захидова, призвав представителей комиссий к более тесному сотрудничеству с участниками рынка в регионах. Спикер отметила, что ждет помощи РСТ в перспективном планировании работы. «За годы членства в РСТ мы получали алгоритмы, которые помогали нам выстраивать работу, хотелось бы и дальше получать аналитику развития отрасли на 5,10 лет вперед», – сказала она.


На это отозвалась вице-президент РСТ Ольга Санаева, призвав коллег активно делиться честной статистикой, которая помогает и строить прогнозы, и добиваться нужных для отрасли решений власти. «Если нам надо что-то изменить, наши доводы выглядят более убедительно в тех случаях, когда они основаны на реальной фактуре», – заметила она.

Представитель РСТ в Оренбургской области, руководитель туристической консалтинговой компании 1Travel.Group Владимир Гетман считает, что РСТ нужно более активно работать с молодежью, имея в виду не только потребителей, но, в первую очередь, представителей туриндустрии.


Молодые сотрудники отрасли лучше знают и понимают, что нужно новому поколению. Это поколение выбирает онлайн-сервисы, а значит, сайтом, например, уже нельзя ограничивать электронные продажи, должны быть задействованы и другие интернет-каналы, прежде всего, соцсети. «Я переживаю из-за того, что через три-пять лет сегодняшние представители индустрии не смогут работать с новым поколением», – сказал он. Г-н Гетман выказал готовность активно участвовать в привлечении в РСТ молодых представителей отрасли и призвал всех членов союза обратить на это внимание.

Элеонора Арефьева, специально для RATA-news