Пегас с 18 октября

Работу региональной власти турбизнес, в основном, оценивает на троечку. Но кое-кого хвалит

В этом году ситуация в турбизнесе стала выравниваться, но до показателей 2019-го еще далеко, во всяком случае, в регионах. Исключение составляют инфраструктурные объекты и туроператоры, специализирующиеся на отдыхе в природной среде. По некоторым из них объемы даже превышают показатели двухлетней давности. Об этом, выступая на съезде, говорила вице-президент РСТ Ольга Санаева.

«Пандемия привела к почти стопроцентному падению бизнеса в некоторых сегментах туризма и на отдельных территориях. Понятно, что в прошлом году больше всего пострадали выездные операторы, в первую очередь, при невозможности переориентироваться на внутренний туризм, либо территории, не предлагающие рекреационные услуги или закрытые по санэпидемсостоянию. У операторов, специализирующихся на детском и круизном туризме, падение составило до 80%», – уточнила она.


Г-жа Санаева перечислила основные проблемы, с которыми столкнулся рынок за последние два года. Впрочем, они остаются все теми же, что и до пандемии, новые реалии их только обострили. Прежде всего, это рост теневого рынка. К примеру, в системе бронирования гостиниц booking.com размещено 256 суздальских объектов, а в реестре классифицированных средств размещения их в этом городе всего 12. Там же в целом по Владимирской области выставлено примерно 360 объектов, а их всего 99 в реестре.

«На различных агрегаторах можно также увидеть огромное количество авторских туров от не включенных в реестр операторов, иногда их поддерживают даже региональные власти. А ведь это черное предпринимательство, налогов они не платят», – подчеркнула г-жа Санаева.

Она также упомянула усилившееся внедрение различных госучреждений в коммерческий бизнес, что стало особенно заметно в условиях пандемии – когда без господдержки и госконтрактов стало тяжелее выживать. Например, детские организованные группы коммерческим операторам из Москвы вывозить нельзя, а госоператору при комитете по туризму Москвы – можно. Коммерческим автобусам выезжать на выделенные полосы и производить высадку туристов на остановках нельзя, а Мосгортрансу это разрешено. И такие примеры находятся во многих регионах.

Согласно экспресс-опросу регионов, работа местных органов исполнительной власти, в основном, оценивается на троечку. Хотя есть территории, где работу властей хвалят. Лидирует по положительным оценкам Казань, далее идут Тула, Омск, Екатеринбург. Хорошо отзываются о Тюмени, Волгограде, Башкирии, Новгороде, Пскове. «Сейчас регионам необходимы более продуктивные продвижение и реклама, но нужен не общий пиар, а нацеленность на конкретный результат», – считает г-жа Санаева.

Она отметила, что автобусный сегмент туристической перевозки в условиях пандемии не получил никакой дотации от государства – в отличие от железнодорожного и авиационного транспорта. Лишены этой поддержки были и речные круизы. Однако пролонгация программы кэшбэка конкретно для ниши речных круизов помогла этому сегменту достойно пережить сезон.

«Приближается конец года, когда туроператоры по закону должны будут вернуть деньги туристам за отмененные в 2020 году туры. Уже сейчас ясно, что многие игроки с этой задачей не справятся. Проблема возврата средств очень серьезная, РСТ продолжит работу над ее решением», – заключила Ольга Санаева.

Наталья Панферова, RATA-news