Интурмаркет с 1 октября

Российская авиация вошла в кризис

На российском авиарынке в 2016 году ожидается минимальный или, скорее всего, нулевой рост. Но, как и в нынешнем году, падение международных перевозок отчасти компенсируется ростом внутренних. Такой вывод сделали участники прошедшего в Москве ежегодного форума «Крылья России».

По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, уходящий и наступающий годы характеризуются радикальным снижением покупательной способности населения, сокращением выездных туристических направлений, недоверием к авиакомпаниям со стороны финансовых институтов. Правда, заместитель министра транспорта Валерий Окулов с последним заявлением решительно не согласился: «Доверие к отрасли сохраняется. Продолжается субсидирование перевозок. Причем, в этом году его объем вырос, несмотря на общее сокращение бюджетных расходов на 10%. Субсидии запланированы и на 2016 год». Тем не менее, всем очевидно, что отрасль заходит в серьезный кризис. Осложняет ситуацию, по словам президента Транспортной клиринговой палаты Александра Русса, два фактора: уход «Трансаэро» и прекращение полетов в Украину. Они способны принципиально изменить ситуацию в пассажирской авиации.

Причем нельзя сказать, что кризис на авиарынке – исключительно российское явление. Его поочередно прошли многие страны. Многие, как и Россия, сталкивались также с необходимостью субсидировать отрасль, чтобы добиться развития региональных перевозок. Еще недавно, кстати, российская авиация рапортовала о росте, в то время как Европа, например, считала убытки. Сейчас все ровно наоборот: в мире, по словам Валерия Окулова, на фоне падающих цен на авиатопливо «народ залетал». У нас тоже не все безнадежно: по итогам 9 месяцев 2015 года авиация вышла на показатели прошлого года – но только по пассажиропотоку, а не пассажирокилометрам. А это значит, как пояснил замруководителя Минтранса, что деньги на полеты на короткие расстояния у россиян еще есть, а вот на дальние, судя по всему, заканчиваются.

Владимир Тасун тоже не готов назвать ситуацию нынешнего года исключительной. По его словам, все последние десять лет, кроме 2010-го, отрасль была убыточной. Но убытки никогда не были столь катастрофичны: сумма финансового ущерба наших авиакомпаний за 2015 год превысит прошлогодние 24 млрд. рублей, когда прибыль в 3 млрд. рублей по итогам 9 месяцев 2014 года была полностью «съедена» убытком в 27 млрд. по итогам последнего квартала. Такие результаты не случайны: по данным профессор ГосНИИ ГА Александра Фридлянда, доходы российских авиакомпаний в 2004-2014 годах при расчете в рублях на километр выросли на 89%, услуги аэропортов за эти 10 лет подорожали на 143%, инфляция также составила 143%.

Авиаперевозчиков постоянно упрекают в дорогих билетах, приводят в пример западных лоукостеров. Но их впору упрекать в обратном: по данным Владимира Тасуна, средний тариф в России в первом полугодии составил 6387 рублей, на конец первого полугодия – 6382 рубля. Это очень немного, учитывая наши расстояния, но авиакомпании вынуждены выставлять те цены, по которым пассажир готов покупать перевозку. Такая ценовая политика, уверены эксперты, – путь к росту кредиторской задолженности у авиакомпаний. Она уже довела до краха «Трансаэро», и, если не изменить ситуацию, отрасль ждет еще один коллапс. Нужны системные меры, способные вывести пассажирскую авиацию из нынешнего тупика. Главный вектор развития авиакомпаний на ближайший год – оптимизация и еще раз оптимизация.

По словам гендиректора компании «Випсервис» Дмитрия Горина, турбизнес пережил аналогичную ситуацию прошлым летом, проблемы этого года большинство компаний встречает уже во всеоружии. Первый заместитель гендиректора авиакомпании NordWind Сергей Горяшко полагает, что и туристы уже адаптировались к нынешней экономической ситуации и курсу валюты. «Если не будет серьезных катаклизмов, можно ожидать роста потока внутри страны и за рубеж. Турфирмы отмечают некоторую стабилизацию спроса. К тому же можно рассчитывать на 4 млн. пассажиров «Трансаэро», которые привыкли путешествовать и не готовы полностью от этого отказываться», – пояснил он.

Дмитрий Горин заметил, что курс валюты остается очень чувствительным фактором для спроса: «Это хорошо показал нынешний, очень волатильный сезон. В мае-июне, когда курс доллара-евро не превышал 50-60 рублей, продажи шли активно, а в августе, когда он поднялся до 60-70 рублей, мы пережили три недели простоя».

В 2014 году «Випсервис» отправил за рубеж 18 млн. туристов, в 2015 году ожидается 11 млн. человек. Тем не менее перспектива на будущий год есть. Спросу, по словам Дмитрия Горина, будут способствовать, в том числе, и недавнее решение правительства делать работодателям налоговые вычеты при условии оплаты отдыха сотрудника. По подсчетам «Випсервиса», эта мера может дать компании 10-12% дополнительных клиентов. На руку выездным операторам должно сыграть и предупреждение МИД о небезопасности поездок россиян в некоторые страны из-за возможности судебного преследования. Эксперт также уверен, что уход «Трансаэро» снимет проблему избытка емкостей и, как следствие, даст операторам нормально заработать.

 

Светлана Ставцева, RATA-news