Пегас с 18 октября

Не успев восстановиться даже наполовину, загрузка отелей Москвы снова падает

С июня отмена жестких ограничений, напрямую затрагивающих работу гостиничной сферы, позволила московским отелям за третий квартал постепенно вернуться к рыночному формату функционирования. С началом бизнес-сезона в сентябре показатель загрузки по рынку в целом приблизился к 50%. Однако средняя цена за номер осталась почти на 34% ниже, чем годом ранее, отражая все еще недостаточные объемы спроса на гостиничные услуги. Таковы выводы исследования консалтинговой компании Cushman & Wakefield за третий квартал 2020 года.

Без учета хостелов и апартаментов фонд классифицированных средств размещения в Москве, по данным Cushman & Wakefield и Федерального перечня классифицированных туристских объектов, составил на первый квартал этого года 57,6 тыс. номеров. Из них 20,2 тыс. – номерной фонд современного качества.

Принятые в середине марта экстраординарные правительственные меры по борьбе с коронавирусом временно отменили рыночные механизмы функционирования гостиничного рынка. Практически обнулившийся спрос, впрочем, был частично замещен сегментом госсектора – размещение врачей по фиксированным тарифам, что было особенно заметно по загрузке в гостиницах экономичной и среднеценовой категорий. Постепенное восстановление спроса в третьем квартале происходило за счет внутреннего спроса – туризма и деловых поездок.

В сентябре с открытием делового сезона загрузка в отелях экономичного, среднеценового и выше среднего уровня превысила 50%. В люксовом и высоком ценовых сегментах загрузка варьировалась в диапазоне 26-42%.

За девять месяцев года средняя цена на номер снизилась на 18,4% везде, за исключением люксовых отелей. Гостиницы более высокого ценового уровня предпочли удерживать тарифы. Как результат, средняя цена номера в них за 9 месяцев снизилась лишь на 0,5%, а в отелях высокого ценового сегмента – на 6,5%.

Гостиницы остальных ценовых сегментов, которые в весенний период предпочли расселять врачей по фиксированным тарифам (2200-2500 рублей), потеряли в стоимости номера от 16% до 23%. Но этот источник спроса был важен для них, так как дал возможность платить зарплату персоналу.

С началом делового сезона в сентябре, а также на фоне обострения ситуации с коронавирусной инфекцией на рынке возник риск лавинообразного снижения цен в борьбе за сокращающийся спрос: гостиницы практически всех ценовых категорий предпочли скорее снизить тарифы, чем оставаться пустыми.

Пока «бастионом стабильности» остаются люксовые отели – их цены в сентябре нынешнего года были ниже лишь на 0,7% (до 16 083 рублей) по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В то время как остальные категории отелей потеряли 25-40% от показателей сентября 2019 года. В сентябре, с первыми появившимися сигналами роста количества заболевших в регионах и в Москве, поступательный помесячный прирост загрузки для московского гостиничного рынка качественных номеров вновь оказался под угрозой. Любые вводимые городскими властями новые ограничения на работу организаций и на пользование общественным транспортом способны вернуть ситуацию к неопределенности мая-июня, снизив спрос на гостиничные услуги в последнем квартале года.