Тревелпорт

Хотельеры и пресса: парадоксы сотрудничества

В соответствии с планом комплексных целевых мероприятий на 2003 г. по реализации основных положений «Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года» в части развития гостиничного хозяйства Комитет по внешнеэкономической деятельности Москвы совместно с компанией Hotel Consulting & Development Group (HCD) провели в отеле «Арарат Парк Хайят» круглый стол «Вопросы взаимодействия гостиничного бизнеса и профессиональной прессы».

В заседании приняли участие первый заместитель председателя Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы Борис Аверьянов, начальник отдела гостиничного хозяйства этого КВЭД Алексей Анастасиев, генеральный директор компании Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор гостиницы «Космос» Равиль Юлгушев, президент ГАО «Москва» Андрей Кривошеин, президент ассоциации «Мостуротель» Николай Соловьев, исполнительный директор ассоциации «Мостуротель» Владимир Поляков, вице-президент Национальной академии туризма Вильям Азар и представители различных изданий, пишущих о гостиничном бизнесе – журналов «Пять звезд», «Гостиница и ресторан», «Парад отелей», «Стандарт пять звезд», газет «Ведомости», «Туринфо», RATA-news и других.

На заседании рассматривались вопросы взаимодействия СМИ и гостиничного сообщества, роль профессиональной прессы в развитии гостиничного бизнеса, обсуждались пути повышения эффективности сотрудничества профессиональной прессы с гостиничной индустрией.

Открывая круглый стол, Борис Аверьянов сообщил присутствующим, что за 9 месяцев 2003 г. гостиницы Москвы обслужили свыше 1 млн. 70 тыс. иностранных гостей. В прошлом году примерно такое же количество клиентов было принято за все 12 месяцев. Похожая ситуация и по доходности гостиничного бизнеса: показатели трех кварталов нынешнего года практически равны доходам за весь прошлый год. По словам г-на Аверьянова, к 2005 г. Москва намерена вдвое увеличить количество гостиничных мест, а к 2010 г. – втрое.         

Интересные цифры привел в своем выступлении Александр Лесник. 45% пресс-секретарей, принявших участие в исследовании, проведенном Ассоциацией менеджеров России, полагают, что профессиональный уровень журналистов весьма низок. По мнению представителей корпоративных служб по связям с общественностью, профессиональная некомпетентность корреспондентов, их непомерный интерес к конфликтным темам и коррумпированность привели к тому, что аудитория деловых СМИ не получает объективную картину корпоративной жизни.

В свою очередь, 54% журналистов считают пресс-службы лишним звеном, которое только мешает диалогу прессы и бизнеса. Правда, позиция корпоративного сектора очень неоднородна. Так, на отсутствие позитивного журналистского интереса сетуют 60% топ-менеджеров и 78% руководителей подразделений по связям с общественностью. А на необходимость «внешнего стимулирования» прессы жалуются 58% глав компаний и только 33% специалистов пресс-служб. Наконец, две трети корпоративных боссов считают журналистов вполне компетентными, а среди сотрудников отделов по взаимодействию со СМИ это мнение разделяет примерно половина.

Напрашивается вывод, что «пиарщики» компаний склонны преувеличивать свои трудности в контактах с прессой. Впрочем, их понять тоже можно. Многие пресс-секретари жалуются на корпоративные ограничения на информацию (35%), отсутствие нужных сведений (22%), занятость специалистов, способных ответить на вопросы СМИ (8%). Иначе говоря, службы по связям с общественностью в каком-то смысле находятся между молотом и наковальней, лавируют и всячески стремятся развивать личные контакты с журналистами, способными работать в условиях действующих ограничений на информацию.

Журналисты же считают, что примерно в половине случаев (43%) пресс-службы выдают только часть информации, о многом стараясь умолчать. Корпоративные мероприятия для прессы в 56% случаев откровенно скучны, «писать после них не о чем». Посещают их в основном ради возможности лично пообщаться с первыми лицами компаний и задать пару-тройку вопросов без посредничества пресс- секретарей. Правда, в 8% случаев это не удается.

Состоявшаяся в рамках круглого стола дискуссия подтвердила явный парадокс во взаимоотношениях гостиничной отрасли и прессы. Хотельеры сетовали, что издания уделяют мало внимания развитию гостиничного сектора экономики, а журналисты жаловались на недостаток информации и недоступность ньюсмейкеров. Вильям Азар в своем выступлении говорил о том, что даже на страницах специализированных изданий не освещаются темы ценообразования в гостиничном бизнесе, вопросы франчайзинга, наиболее актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров, не обобщается российский и международный опыт. Андрей Кривошеин считает, что в результате конструктивного сотрудничества гостиничной отрасли и прессы может и должен создаваться имидж России как страны, благоприятной для туризма и бизнеса. По его мнению, необходимо формирование более яркого событийного ряда, который будет охотно освещаться в СМИ и повлияет на загрузку гостиниц. Равиль Юлгушев рассказал о том, каким успехом пользуются в регионах семинары, которые проводит для хотельеров Российская гостиничная ассоциация, и пригласил прессу к сотрудничеству в освещении этой деятельности. Он призвал журналистов поменьше муссировать негативные факты, а уделять внимание деловым проблемам и тем реальным успехам, которых за последние годы достигла гостиничная отрасль Москвы.

Сергей Шпилько в своем выступлении высказал соображения относительно того, что власть и бизнес-сообщество сами недостаточно внимания уделяют созданию информационных поводов, которые могли бы стимулировать рост числа соответствующих публикаций в СМИ. «Можно сколько угодно ругать журналистов за непрофессионализм и тенденциозность в освещении жизни отрасли, но в условиях рынка есть только два способа повлиять на эту ситуацию: либо платить изданиям, либо давать им информацию, которая действительно заинтересует и журналистов, и читателей».

В заключение Борис Аверьянов предложил проводить подобные встречи хотельеров и журналистов регулярно и высказал надежду, что такая форма общения будет способствовать более конструктивному и плодотворному сотрудничеству.