Travelport с 18 января

Начнут ли «Сибирь» и «Аэрофлот» переговоры о слиянии?

Генеральный директор «Сибири» Владислав Филев рассказал журналистам, что авиакомпании поступило «устное предложение о продаже пакета акций» от инвестиционной компании, действующей в интересах неназванного клиента. «У акционеров “Сибири” нет решения о продаже акций или объединении с кем-либо»,— отметил при этом г-н Филев. Тем не менее, добавил он, есть решение совета директоров компании, поручившего ему найти инвестбанк для ведения переговоров и «выдачи рекомендаций акционерам для получения ими максимальной выгоды».

Топ-менеджер «Аэрофлота» подтвердил «Коммерсанту», что речь идет именно о предложении его компании и что в интересах «Аэрофлота» действует «Тройка Диалог». По словам собеседника, «Тройка» не направляла «Сибири» официального предложения о слиянии: это была презентация с описанием потенциального синергетического эффекта. Официально в «Тройке Диалог» и в «Аэрофлоте» комментировать эту информацию не стали.

Еще в середине октября генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов обратился в Минтранс с просьбой передать ему в управление 25,5% акций «Сибири», находящихся в федеральной собственности, заявив также, что намерен вести с акционерами «Сибири» переговоры о слиянии. Владислав Филев в понедельник сказал, что относится к передаче блокпакета «Аэрофлоту» отрицательно. Но Минтранс не возражает против предложения «Аэрофлота», подтвердили вчера в пресс-службе министерства, добавив, что ответ на письмо г-на Окулова был отправлен ему в установленном порядке. Источник в Росимуществе, которое как собственник должно принимать решение о передаче пакета, на прошлой неделе говорил, что ведомство ждет документов, но отмечал, что принципиальных возражений нет.

«Сибирь» — второй по размеру российский авиаперевозчик после «Аэрофлота» и крупнейший оператор внутренних авиаперевозок. За десять месяцев 2008 года объем перевозок «Сибири» составил 5,688 млн. пассажиров, ожидаемая выручка к концу года — 49 млрд. руб. Крупнейшие акционеры – заместитель генерального директора Наталья Филева (63%) и государство (25,5%).

Эксперты ранее не исключали, что слияние «Аэрофлота» и «Сибири» возможно, учитывая сложное финансовое положение последней. Только в минувший понедельник «Сибирь» объявила, что ей удалось договориться с компанией «Новапорт» о реструктуризации долга за наземное обслуживание в новосибирском Толмачево и челябинским Баландино, требовавших у перевозчика через суд возврата 127 млн. руб. По словам Владислава Филева, задолженность компании перед поставщиками составляет порядка 3,16 млрд. руб., из которых 2,16 млрд. руб. приходится на аэропорты и порядка 1 млрд. руб. — на поставщиков топлива.

Генеральный директор компании Infomost Борис Рыбак считает, что время для объединения выбрано крайне неудачное. «Стоимость обеих компаний сильно упала»,— отмечает эксперт. Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что Владиславу и Наталье Филевым выходить из бизнеса сейчас невыгодно, но «Аэрофлоту» придется с ними договариваться. «В противном случае даже блокпакет не позволит “Аэрофлоту” существенно влиять на политику компании», - говорит эксперт. Но если вхождение «Аэрофлота» будет сопряжено с финансовыми вливаниями, которые позволят «Сибири» пережить грядущую «тяжелую зиму», эксперт не исключает, что акционеры компании могут пойти на продажу части своих акций, не утратив при этом контроля. В то же время Борис Рыбак полагает, что любое скоропалительное решение о реструктуризации бизнеса в условиях кризиса может оказаться губительным для обоих перевозчиков.