Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Лучше три «звездочки»

08:07, 26 ноября 2009

Отели Самары, ориентированные в основном на бизнес-туристов, за кризис потеряли до 50% выручки и до 40% загрузки. Но инвесторы заявляют о новых гостиничных проектах.

В Самарской области сейчас работает около 100 гостиниц, большинство — в столице, говорит руководитель департамента развития туризма областного министерства спорта, туризма и молодежной политики Михаил Мальцев. Директор по маркетингу и продажам Holiday Inn Samara Елена Заплетина уточняет, что общий фонд равен 1500-2000 номеров, не считая мини-отелей и бывших советских «мест размещения»: «Их к классу гостиниц можно отнести лишь условно».

В Самаре работают два международных гостиничных оператора: Marriott (гостиница Renaissance Samara) и InterContinental Hotels Group (Holiday Inn Samara). На 2012 г. запланировано открытие Hilton Garden Inn Samara (195 номеров. Hilton заявлял свои планы на Самару еще в 2007 г., но подтвердил их лишь в октябре этого года.

С учетом прошлых ошибок. Самаре, как и большинству городов Поволжья, не хватает качественных гостиниц «3 звезды», говорит управляющий партнер London Consulting & Management Company Дмитрий Золин. Окупаемость такого отеля емкостью не менее 100 номеров в Самаре около семи лет, отмечает Заплетина. Новые гостиничные проекты развиваются непросто.

Местная стройкомпания «Град» планирует открыть третью по счету гостиницу Ostwest (80 номеров). Представитель сети Ostwest Александр Гриценко говорит, что компания в течение 2010 г. закончит ее строительство. В новом проекте учтен предыдущий опыт, при гостинице будут два ресторана, прачечная, автономное отопление и централизованная система кондиционирования.

Весной получил одобрение на общественных слушаниях проект холдинга «Берег». Как заявляли ранее его представители, гостиницу для приезжих пациентов хотели включить в третью очередь строящегося на бюджетные деньги онкоцентра, но затем областное правительство отказалось от этой идеи. «Берег» заявил о том, что построит гостиницу за свой счет. На каком этапе сейчас строительство, вице-президент «Берега» Вячеслав Сидорович комментировать не стал.

В рамках проекта «Самара-центр» (инвестор — петербургский фонд «Наследие — стратегические инвестиции») был заявлен бизнес-отель (150 мест). Он должен стать частью многофункционального комплекса, но начать стройку планируется не ранее 2012 г., говорится в пресс-релизе компании.

Еще один бизнес-отель (3*, оператор — Accor Group) может появиться рядом с Renaissance. Марина Смирнова из Jones Lang LaSalle Hotels (проводил консультации Accor) говорит, что этот проект «с большой вероятностью выхода в Самару». Правда, 3 июля он не прошел публичные слушания, но 10 июля городская комиссия по застройке и землепользованию одобрила заявку застройщика гостиницы — компании «Волгастройком».

Борьба за гостей. Дефицит средств размещения был два года назад, а сейчас вовсю идет борьба за клиента, говорит Заплетина. Основная загрузка отелей привязана к выставкам (сезон с сентября по май), а командированных стало меньше — по сравнению с началом года на 18%, отмечает она. К тому же они стали экономить. За два года существования (2007-2008 гг.) Holiday, по словам Заплетиной, вышел на загрузку в 60-70%, но с кризисного октября 2008 г. она снизилась на 15-20%.

По мнению Сергея Логачева, аналитика консалтингового агентства «MSP-консалтинг», эта проблема у всех самарских отельеров. По его наблюдениям, почти все снизили расценки, порой до 30%. Как правило, отель не меняет прейскуранта, а предлагает гостям «уникальные ценовые предложения». Банальное снижение цен Заплетина считает неправильным: возвращение к прежнему уровню цен может потребовать несколько лет, говорит она.

Выручка самарских гостиниц уже упала на 10-50%, говорил «Ведомостям» директор гостиницы «Бристоль-Жигули» Евгений Тхоржевский.

Смирнова отмечает, что сейчас трудно высчитать, при каком уровне загрузки региональный отель останется рентабельным. Например, в Москве при 30% можно работать в ноль, если не нужно обслуживать кредиты, по России этот показатель должен быть более чем в два раза выше.

По словам Золина, даже до кризиса среднегодовая загрузка самарских гостиниц едва достигала 60%. Поднять ее без участия властей, которые должны системно развивать внутренний и деловой туризм, невозможно, уверен он.

Туристы не нужны. Внутренний туризм в Самаре сейчас находится в стагнации, огорчается Логачев: «Бункер Сталина и еще пара достопримечательностей не могут генерировать поток туристов». Пока что Самара — транзитная стоянка для круизных судов по Волге, но тем, кто на них путешествует, гостиницы не нужны, объясняет аналитик.

Мальцев более оптимистичен. По словам чиновника, за три последних года поток туристов, в том числе зарубежных, увеличился на 100 000 человек до 600 000 в год. Иностранцы — клиенты Holiday Inn ценят все, что связано с советским наследием, рассказывает Заплетина, но туроператорам нужна особая «фишка». «Нужно работать над имиджем города, предлагать, например, Самару-купеческую, а не только Волгу, набережную и пивзавод», — отмечает она.

Зона рекреации. Мальцев уверен, что регион обладает высоким потенциалом, но в нем целесообразно развивать рекреационные комплексы. Сейчас его департамент разрабатывает программу «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2010-2011 гг.

Среди проектов властей также развитие сельского туризма, создание комплексов «Волга» и «Жигулевская жемчужина». Последний стоимостью 13 млрд руб. на территории национального парка «Самарская лука» предлагался инвесторам еще в 2007 г. Но ни привлечь частные компании, ни получить поддержку федерального бюджета области пока не удалось. (vedomosti.ru)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно