В кризис россияне экономят на ремонте квартир, турпутевках и обучении
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какие товары и услуги россияне приобрели в 2015 году и каковы их потребительские планы на 2016.
В исследовании отмечается снижение прогнозируемых расходов на ряд товаров и услуг. В 2013 г. ремонт в квартире планировали 20%, в 2014 г. – 16%, а в 2015 г. – 14% опрошенных. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки (снижение соответственно с 16% до 10%) и обучение (с 9% до 3%).
По ряду товаров также наблюдаются интересные закономерности: прогнозируемые траты на них существенно выше реальных, это касается, например, ремонта жилья и турпоездок.
Самой популярной покупкой 2015 г. в России стал мобильный телефон/смартфон – 17% опрошенных.
В 2016 году россияне в первую очередь прогнозируют траты на ремонт (14%), машину (10%) и турпоездку (10%).
Для молодежи 18-24-лет, в сравнении с людьми пенсионного возраста, наиболее приоритетным является приобретение автомобиля (20% против 1%), турпутевки (12% против 5%), квартиры/дома (15% против 2%), компьютера/ноутбука (11% против 1%) и т.д.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.