Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Начало мая – вовсе не повод для отпуска

Все, что происходит в преддверии майских праздников на внутреннем рынке, в общих чертах повторяет ситуацию, складывающуюся на рынке выездном – туристы ведут себя осторожно. Их, как и в случае с заграницей, останавливает большой разрыв между «трудом» и «победой». Вывод совершенно очевиден – начало мая сегодня вовсе не повод отправиться на недельку в отпуск, это просто выходные дни, пусть и немного расширенные.

Ни о каком росте майских продаж говорить не приходится. Наши эксперты констатируют либо стагнацию спроса, либо его снижение, правда, незначительное. Влияние оказали и неустойчивая, а чаще просто холодная, погода на просторах России, и начало дачного сезона, и нестабильная финансовая ситуация, и желание сэкономить в преддверии летнего сезона.

Определенно можно сказать только то, что россияне, выбравшие родные пенаты, отдают предпочтение туризму познавательному. При общем снижении интереса к туристическим выездам из дома, наибольшим спросом в мае пользуются короткие экскурсионные программы. С удовольствием едут как по традиционным направлениям – Санкт-Петербург и Золотое кольцо, так и по мало изведанным – Казань и Белоруссия. Черноморские курорты выбирают реже – все-таки не сезон еще. А некоторые так даже наоборот – устремляются в горы, чтобы оставить след на подтаявшем снеге, прежде чем окончательно зачехлить лыжи до следующей зимы.

Как обычно публикуем собранные мнения, традиционно распределив их в алфавитном порядке по фамилиям опрошенных.

Ирина Астахова, заместитель руководителя российского отдела, «Ванд Интернешнл Тур»: «Хотелось, конечно, чтобы спрос был лучше. Сейчас межсезонье, холодно еще, к тому же люди выложились на предыдущие праздники – Новый год, 23 февраля, 8 марта. Да и ситуация экономическая нестабильная, а ведь еще нужно подкопить на летний отдых, вот и выбирают, в основном, недорогое Подмосковье на 1-2 дня, причем чаще на день Победы, чем труда. Но вместе с тем, неплохо продаются Санкт-Петербург и Калининград. Цены специально на майские праздники мы не повышали, держим их на уровне предыдущих продаж».

Елена Бежина, руководитель отдела маркетинга, «Соцздрав»: «Майские праздники традиционно открывают в России летний сезон отдыха. Пока рано подводить итоги продаж праздничных туров – многие туристы приобретают путевки в последний момент. Но уже сейчас очевидно, что спрос на майские туры по сравнению с прошлым годом не снизился.

Наиболее популярны туры в Подмосковье, Среднюю полосу России и экскурсионные программы по Золотому Кольцу и в Санкт-Петербург. Есть туристы, желающие провести праздничные дни на морском побережье – в Сочи и Крыму.

В этом году экономический кризис внес свои коррективы в географию спроса праздничных туров. Наибольшей популярностью пользуются экономичные туры, в частности, отдых в Средней полосе России, так как аналогичные предложения в Подмосковье в среднем на 20% дороже. Например, 3-дневный тур при 2-местном размещении в санатории «Воробьево» (Калужская область) стоит 3900 рублей с человека за заезд, в санатории «Приока» (Рязанская область) – 4800 рублей. Для сравнения, тур в санаторий «Пущино» (Подмосковье) – 6900 рублей, в санаторий «Вороново» (Подмосковье) – 7800 рублей. Впрочем, и в Подмосковье есть недорогие туры, в частности, «Переделкино» – 4920 руб. с человека за заезд, «Софрино» – 4230 руб. По сравнению с прошлым годом Средней полосы России продано на 30% больше.

Практически все российские санатории и пансионаты включили развлекательные программы на праздничные заезды, причем, не повышая стоимости, что, несомненно, привлекает туристов. Такие организованные развлекательные туры пользуются спросом для проведения корпоративных мероприятий».

Юрий Блейз, директор департамента внутреннего туризма, «Астравел»: «На российские черноморские курорты спрос устойчивый. Но тенденция такова, что лучше продается вторая половина мая – июнь. Пиковые даты – майские праздники – идут плохо. Однако Анапа и Крым даже при этом продаются лучше, чем Сочи, ведь рост цен там все еще продолжается. На днях один из сочинских объектов размещения прислал нам очередное уведомление о повышении. Складывается ощущение, что краснодарское начальство, которое пообещало снижение цен, по всей видимости, не может повлиять на отели. Вот в Анапу наши туристы едут охотно, так как нам удалось договориться либо о сохранении прошлогодних цен, либо о незначительном их повышении.

В следующем году ситуация по отдыху, в том числе и майскому, будет еще хуже, так как кризис станет более глубоким, а «подкожный слой» – денежные заначки – у населения истончится. В таких сложных условиях нужно принимать не только пассивные решения, но и действовать, создавая что-то новое. Мы вот, например, открыли в Ростове-на-Дону свое представительство, компанию «Астравел-Юг».

Повод для оптимизма все равно есть – сейчас уже спрашивают новогодние и рождественские скандинавские круизы с русскими группами».

Татьяна Зотова, коммерческий директор, «Лабиринт»: «Мы продаем в основном экскурсионные туры по Москве, Золотому кольцу и Санкт-Петербургу. Есть ощущение, что спрос чуть снизился на школьные групповые программы и туры выходного дня в Петербурге и городах Золотого кольца. Продолжительные – 7-10 дней – программы остались на уровне прошлого года, а вот короткие сократились. Может быть, потому что недельный тур люди воспринимают как большое путешествие, а двухдневный лишь как дополнительное развлечение, от которого при нынешних условиях можно и отказаться».

Татьяна Коршунова, вице-президент, «Ланта-тур вояж»: «Говорить о майских праздниках, так как мы говорили о них где-то в 2004 году, сегодня не приходится, слишком большой перерыв между «трудом» и «победой». У нас ситуация по спросу повторяет европейскую – при отсутствии интереса к чистому отдыху, сохраняется неплохой уровень продаж экскурсионки, в частности, по Санкт-Петербургу и Золотому кольцу».

Наталья Плахова, директор департамента внутреннего туризма, «Аврора Интур»: «Мы давно уже знаем, что май – не самый доходный период и берем небольшие квоты мест. К тому же на спрос влияет начало дачного сезона, а в этом году еще и не совсем благоприятная погода. Совсем не едут в Подмосковье, даже звонков нет, хотя мы постарались активизировать рекламу. Краснодарский край – разовые продажи в Сочи и Анапу, причем, выбирают недешевые объекты, которые обладают хорошей инфраструктурой, где есть бассейн, аквапарк. Находятся еще желающие отправиться в Приэльбрусье, кататься на горных лыжах. Есть интерес и к коротким экскурсионным турам в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу».

Сергей Ромашкин, генеральный директор, «Дельфин»: По продажам у нас лидируют экскурсионные туры в Санкт-Петербург, это традиционно сильное направление компании. Спрос на этот продукт сохраняет параметры прошлого года. На втором месте курорты Краснодарского края – Анапа, Геленджик, Сочи. Причем, по количеству продаж именно в такой очередности. И здесь цена, как мне думается, особой роли не играет. Объектов размещения в том же Сочи очень много, всегда можно выбрать приемлемый вариант. Сейчас, кстати, больше спрашивают дорогие отели с хорошей инфраструктурой – и потому что на майские праздники цены еще не так высоки как летом и у людей даже с не очень большими средствами есть возможность отдохнуть качественно, и потому что наличие, например, своего аквапарка, как в «АкваЛоо», к примеру, позволит туристам не думать о том, что море еще холодное. И, тем не менее, приходится говорить о снижении черноморского потока на 30% по сравнению с прошлогодним маем. К тому же основными потребителями этого продукта являются жители близлежащих регионов, которые едут к морю на собственном автомобиле.

На третьем месте – Золотое кольцо, здесь главные покупатели – москвичи. Спрос не хуже чем в прошлом году. Например, трехдневные туры в Суздаль ценой 8800 руб. мы уже продали полностью.

Четвертыми идут Кавминводы. Но их нельзя назвать чисто майским продуктом. Люди едут получать полноценное лечение на большие сроки, и спрос остался на уровне прошлого года.

Особенно заметное снижение наблюдаем на подмосковные программы, где клиентов стало на 55% меньше чем в прошлом году. Тут и погода совсем не весенняя сыграла свою роль, и кризис. Короткая поездка в подмосковный пансионат – это своего рода развлечение, а москвичи на чем в первую очередь экономят? На ресторанах и вылазках на выходные в Подмосковье. Общий вывод все равно оптимистичный – если сегодняшние темпы продаж сохранятся, то мы вполне сможем выйти на уровень прошлого года, в том числе и по летним продажам».

Татьяна Румянцева, руководитель российского отдела, «Роза ветров»: «Какой-то особой активности именно на майские праздники не наблюдаем, 5-6 продаж в день, что примерно соответствует прошлогоднему уровню. Впрочем, на май люди склонны определяться с поездками в последние дни, когда появляется какая-то ясность с погодой. Но уже сейчас можно сказать, что в этом году туристы отдают предпочтение коротким, на 1-2 дня, экскурсионным турам. Хорошо покупают Санкт-Петербург и Москву. Очень популярны поездки в Казань. Интерес к ней возник на фоне эффективной маркетинговой политики, которую в последнее время проводит регион, и наличия качественного и недорого продукта, предлагаемого местными фирмами.

Туристы спрашивают и едут в Сочи, Анапу, Белоруссию. Повышенный интерес в этом году к Абхазии.

Цены выросли, конечно, но туристов это не особенно отпугивает. Сами объекты не торопятся понижать цены даже в том случае, когда спроса на них нет, максимум на что они отваживаются – формируют спецпредложения».

Татьяна Семенова, вице президент, «Мультитур»: «Падение по спросу есть, но небольшое. Влияние оказывают и холодная погода (в прошлом году май был более теплый), и начинающийся дачный сезон, и кризис, конечно. И все же люди едут отдыхать. В этом мае популярны короткие экскурсионные туры – по Подмосковью и Золотому кольцу, в Санкт-Петербург и Киев».

Людмила Сысойкина, заместитель генерального директора, «Солвекс-трэвэл»: «Наши клиенты активно бронируют экскурсионные туры, в особенности по Санкт-Петербургу. Неплохо едут в санатории. Из ближайших соседей явными фаворитами выглядят Белоруссия, а также Абхазия, где сейчас все спокойно и уже достаточно тепло».

Илья Уманский, генеральный директор, «РВБ Алеан»: «В этом году спрос на майские праздники упал примерно на 20%. Больше всего просело Подмосковье и погода тут не причем, сказывается кризис, желание людей сэкономить. Интерес к санаториям и пансионатам вообще минимален, отчего эти объекты готовы предоставлять хорошую комиссию. Гораздо охотнее люди едут в коттеджи и домики, где можно разместиться отдельно своей компанией, пожарить шашлыки.

Объем продаж курортов Краснодарского края сравним с прошлогодним. Замечу, что едут туда не столько жители центральных, сколько близлежащих регионов, отдавая предпочтение тем объектам размещения, которые сохранили «непраздничные» цены, а лидируют – работающие по системе «все включено».

Лариса Федорова, генеральный директор, «Виадук-тур»: «Очень хорошо продаются экскурсионные Киев и Беларусь. В украинской столице тепло сейчас, каштаны цветут, а Беларусь недавно вышла на наш рынок, людям интересно посмотреть. Прекрасно продается на оба праздника Казань, причем, отели выбирают дорогие, но ведь и цены там остались «непраздничными». А вот Киев подорожал, но немного, примерно на 7%.

Российские отели, кстати, пусть не все, но снижают цены. Мы уже не раз получали соответствующие предложения от гостиниц Москвы, Золотого кольца (туда, кстати, не очень охотно пока едут), Пскова».

Ольга Хиценко, ведущий менеджер по Сочи, бюро путешествий «Ориент»: «На майские праздники спрос на Сочи традиционно низкий, а в этом году ситуация усугубляется еще и политикой сочинских объектов размещения, желающих заработать во что бы то ни стало и выставляющих пониженные цены от стойки. Вот туристы и идут напрямую. Они же теперь опытные, умеют пользоваться интернетом, им не составляет труда сравнить цены, например, наши и какого-нибудь пансионата. По-человечески можно понять позицию сочинцев, но в итоге – поток идет мимо нас». (Любовь Булгакова, RATA-news)