Travelport с 25 октября

Михаил Романов: «Excursant.com – реальный инструмент взаимодействия профессиональных участников рынка»

Нынешним летом на рынке появилась новая система бронирования Excursant.com. Цель проекта – помочь туроператорам с продажей экскурсий и экскурсионных туров, а турагентствам обеспечить комфортную среду для поиска и бронирования маршрутов. Как родилась идея проекта и как он развивается, рассказывает его гендиректор Михаил Романов (фото), который более 20 лет возглавляет туристическую компанию «Орфей».

- Михаил Борисович, почему вы решили заняться интернет-проектом?

- Еще в середине 90-х годов я купил домен Dedmoroz.ru. Практически случайно, в общем-то, не зная, что буду с ним делать. Мы перепробовали много разных вариантов – пытались сделать с него переход на «Орфей», рисовали баннеры. Потом развивали другие смежные сервисы, например, пытались создать на сайте универсальный магазин детских товаров. Но в какой-то момент поняли, что выход – в нишевом продукте, связанном исключительно с Дедом Морозом. Сейчас очевидно, что проект получился, и мы определяем себя как лидера в категории «подарки». Не знаю, как с мировым масштабом, но в Европе – аналога нашему Dedmoroz.ru точно нет. Так что мы давно не новички в интернете.

Excursant.com – независимый проект, за ним стоит группа инвесторов. Я считаю его появление очень своевременным. Туризм сильно меняется, растет степень самостоятельности туристов, далеко не всем хочется обращаться в агентство, что-то выбирать вместе с менеджером. Многие хотят организовать свое путешествие, не выходя из дома. Мы даем им такую возможность.

 

- Что из себя представляет Excursant.com?

- Это – типичный агрегатор, который собирает большое количество экскурсионных туров и экскурсий. Всего сейчас представлено более 2 тысяч городов и мест, 1,5 тысячи туров разной продолжительности. Excursant.com заточен, прежде всего, на Россию. На нем уже разместили маршруты более 70 столичных и региональных туроператоров. Большинство из них работают давно, имеют отличную репутацию на рынке. Достаточно назвать «Невский парадиз», «Петроград», «Петербургские традиции», Fantasy Way, «Четыре сезона», «Фелиция Тур», «Виадук Тур», «Радонеж» и другие замечательные экскурсионные фирмы. Ведущими компаниями в своих регионах представлены Крым, Карелия, Псков, Великий Новгород, Кострома. Специалистам экскурсионного туризма хорошо известны фирмы «Кандагар», «Русский Север» (Петрозаводск), «Интурист-Петрозаводск», «Стиф», «Волхва» и «Сервис-Тур» из Великого Новгорода, «Лаче» из Каргополя, «Водолей» из Костромы, «Континент-тур» и «Русский город» из Пскова, «Акрис» из Новосибирска. Всех перечислить просто невозможно.

- Систем бронирования сейчас много. Чем ваша отличается от других?

- Мы – простые. Наша простота сознательная, мы к ней стремились изначально, планируя дать людям в руки удобный и понятный инструмент. Сегодня в туризме существует почти два десятка различных систем поиска туров. Они умные и нередко сложные, параметров для выбора туров много. Ищут все на свете, но вот найти простейший двухдневный тур в Санкт-Петербург для них иногда непосильная задача. Что уж говорить об однодневной автобусной экскурсии! Умные поисковики ее просто не «видят». Excursant.com – нишевой портал, который помогает легко найти и забронировать только экскурсию или экскурсионный тур.

- Получается, что Excursant.com ориентирован, прежде всего, на прямого потребителя?

- Нет, мы задумывали этот проект и как реальный инструмент взаимодействия профессиональных участников рынка. Хотелось бы, чтобы сайт выступал консолидатором экскурсионного туризма. При этом за участие в проекте платить ничего не надо. Операторы размещают на сайте экскурсионные программы, чтобы турагентства могли с ними познакомиться и забронировать то, что им подходит. Агентствам, соответственно, не надо в поисках нужных экскурсионных маршрутов прыгать с одного операторского сайта на другой. У нас для них огромный выбор однодневных экскурсий и сложных многодневных туров, групповых и индивидуальных, столичных и региональных, пешеходных, автобусных, авиа- и других маршрутов.

С профессиональной точки зрения очень удобно: открыл, например, Санкт-Петербург, и перед тобой весь рынок экскурсионных туров, игроки, программы, музеи. Много познавательной, обучающей информации. Причем все туроператоры, сотрудничающие с сайтом Excursant.com, уже за первое бронирование дают агентствам комиссию 12%. И такая комиссия сохраняется за агентством навсегда.

- А для операторов участие также бесплатно?

- Да. Для них Excursant.com – отличная рекламная и коммерческая площадка по продвижению экскурсий и экскурсионных туров. Сайт полезен и столичным, и небольшим региональным организаторам экскурсионных маршрутов. Сейчас огромное количество потенциальных туристов и турагентств пытаются выловить на просторах интернета нужную им информацию. Операторы могут этим воспользоваться и поднять продажи.

- С момента старта проекта прошло уже почти два месяца. Вы довольны его развитием? Какой видите его дальнейшую судьбу?

- Действительно, первый этап мы благополучно прошли. На втором этапе – модули для турагентств. На выставке «Отдых» мы представим возможность размещения на сайтах турагентств модулей поиска и бронирования экскурсий и туров. Команда программистов готовит маленькое инновационное решение, которое, уверен, придется по вкусу и агентствам, и туроператорам. Но раскрывать секрет раньше времени мне бы не хотелось.

- Вы сказали, что рынок меняется. А как вы в целом оцениваете состояние экскурсионного туризма в стране?

- Как очень сложное. Кривая спроса росла до 2008 года. Я бы назвал эти годы временем расцвета экскурсионных туров по России. 5-10-дневные поездки по стране стали очень популярными, а для определенной категории туристов – даже альтернативой пляжному отдыху. Большинство же наших туристов позволяли себе и пляж, и экскурсионные туры. И в этом – большая заслуга туроператоров. В середине 90-х годов на рынке не было сборных групп по внутреннему туризму, не было удобных 4-5-дневных экскурсионных программ. К началу 2000-х была создана мощная сетка туров по всей стране – Суздаль, Владимир, оба Новгорода, Петрозаводск, Кижи, а потом – едва ли не все города. Никто в такой туризм не верил, а он был на подъеме все последующие годы! Вплоть до 2008 года. Потом начался спад.

Думаю, сработал целый ряд факторов. Кризис, снижение доходов плюс инфляция, которая заставляет расти цены на туры. Это наша почти национальная забава – спрос падает, а цены растут! Добавим старение нашей аудитории, а новые клиенты не появились. Да и «старые» все чаще стремятся организовать такие поездки через интернет, на собственных автомашинах. Жизнь экскурсионного туризма сейчас теплится вокруг различных событий и дат. Возникла своя сезонность – пиковые всплески спроса на майские, январские праздники. Есть «микровсплески» – например, на Масленицу, 8 марта. Раньше у нас отлично продавался весь июнь, а сейчас – только 12 июня, «большие выходные». Последние события с банкротствами туроператоров оптимизма, конечно, тоже не прибавили. Так что время требует от игроков по экскурсионному туризму приспосабливаться к новым реалиям. А значит – активнее осваивать технологии, в том числе интернет.

 

Светлана Ставцева, RATA-news