Российский бизнес вряд ли переживет вторую волну коронавируса
Большинство (77%) российских предпринимателей оценили в 50% и менее шансы на выживание их компании в случае повторного введения режима карантина в связи с рисками второй волны коронавируса. Это следует из результатов мониторинга, проведенного аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
В августовском опросе приняли участие руководители и владельцы 1035 компаний из всех регионов России. Среди респондентов 20,3% представляют сферу непродовольственной торговли, почти 10% – обрабатывающие производства, 9% – строительство, 7% – туризм и т.д.
Основной проблемой для бизнеса в посткарантинный период оказался стагнирующий спрос в экономике: 67,2% респондентов отметили, что потребительской спрос так и не вернулся на докризисный уровень. Более половины предпринимателей сообщили, что спрос на их продукцию восстановился только на 50% и менее по отношению к тому же периоду 2019 года, а 25% считают, что спрос – менее 20% от прошлогоднего. 46,4% респондентов сообщили о снижении финансовых показателей.
Реальные располагаемые доходы россиян во втором квартале 2020 года, на который пришелся пик пандемии и ограничительных мер, упали сразу на 8%, что стало рекордным сокращением с начала века. Доля предпринимательских доходов в структуре всех денежных доходов населения в этот период снизилась до 3,5%. Еще в первом квартале текущего года на них приходилось 5,9% доходов россиян.
В целом российский ВВП, по предварительной оценке Росстата, во втором квартале снизился на 8,5% в годовом выражении.
Более 40% предприятий, принявших участие в мониторинге, заявили, что не смогут восстановиться и выполнить отложенные обязательства перед государством, на отсрочку которых оно пошло в качестве меры поддержки. Самые большие опасения у бизнеса вызывает перспектива уплаты налогов за 2020 год.
Одновременно более 22% предпринимателей считают, что каждая вторая компания региона в их отрасли находится под угрозой банкротства.
Высокая неопределенность, в которой находится бизнес, всегда несет угрозы, поэтому пессимизм предпринимателей несколько завышен, полагает первый вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России» Владислав Корочкин. Результаты мониторинга отражают внутреннее беспокойство бизнеса, способность пережить вторую волну карантина будет зависеть от формата и объема самих ограничений, а также эффективности дополнительных мер господдержки, заметил он.
Возможность второй волны допускали главный инфекционист Минздрава Владимир Чуланов и министр здравоохранения России Михаил Мурашко, при этом каждый из них подчеркивал, что она будет слабее первой. Глава Роспотребнадзора Анна Попова предупреждала, что осенью коронавирус может дать «микс-инфекцию» с другими респираторными вирусами, что осложнит cостояние заболевших.
Российская экономика может не вынести повторного введения жестких карантинных ограничений, полагает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Пока есть надежда на то, что вторая волна будет слабее первой, то, конечно, власти всеми силами будут стараться не допустить карантин», – сказала она. Однако если все усилия по борьбе с коронавирусной инфекцией, включая вакцинацию, не дадут никакого результата, то тогда новых ограничений нельзя будет избежать, подчеркнула г-жа Суслина.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»