Этот год стал выдающимся для отелей Москвы и Петербурга
Нынешний год стал чрезвычайно успешным для гостиничных рынков Москвы и Санкт-Петербурга. В обоих городах высокий туристический сезон расширился до сентября, а в сочетании с началом нового делового сезона это позволило увеличить загрузку – и тарифы.
В Москве среднерыночная загрузка гостиниц с января по сентябрь выросла на 5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, установив очередной рекорд – 72%. Средний тариф (ADR) увеличился почти на 8% – до 7,5 тыс. руб., что привело к повышению средней доходности на номер (RevPAR) на 700 руб. (15%) – до 5,3 тыс. руб.
Лидером по росту доходности стал люксовый сегмент: высокий спрос на проживание в роскошных отелях привел к загрузке 83% в сентябре и 67% за три квартала года, а также увеличению среднего тарифа на 16% – до 17,1 тыс. руб. В этом сегменте по итогам трех кварталов был зафиксирован новый рекордный уровень RevPAR – 11,5 тыс. руб., рост на 22% по сравнению с прошлым годом.
Все остальные сегменты качественного рынка также зафиксировали рост тарифов – кроме среднего, который потерял 2,8% в среднем тарифе, опустившись до 3,8 тыс. руб. Это, вероятно, стало следствием переориентации отелей на более “массового” гостя в погоне за загрузкой. Заметный рост спроса на гостиницы в Москве привел к увеличению загрузки во всех без исключения сегментах, что, в свою очередь, стало причиной роста RevPAR в сегментах от среднего до верхнего предела верхнего в диапазоне от 7% до 17%.
«В этом году заметно изменилась структура спроса. Сравнительно доступные гостиницы – от среднего до верхнего сегментов – показали загрузку свыше 70% в целом за первые три квартала года, причем в верхнем пределе среднего сегмента она достигла максимального уровня на рынке – почти 80%», – говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
Операционные показатели качественных гостиниц Москвы,
январь-сентябрь
Рынок загородных отелей Московской области удерживал сильные позиции в сентябре, несмотря на завершение сезона отпусков. Серьезный рост загрузки по итогам трех кварталов – на 14 п.п., до 52%, а также умеренное повышение цен (на 5%, до 5 тыс. руб.) позволили этим гостиницам зафиксировать очень высокий уровень доходности на номер – 2,6 тыс. руб., на 46% выше, чем в прошлом году. В случае если отделам продаж загородных подмосковных объектов удастся привлечь частные и деловые мероприятия в последнем квартале, весьма вероятно, что текущий год может оказаться самым успешным в истории этого рынка.
Операционные показатели качественных гостиниц Московской области,
январь-сентябрь
В Петербурге этот год стал выдающимся для всех сегментов качественного гостиничного рынка. Высокая динамика летних месяцев продолжилась в сентябре, и за три квартала загрузка гостиниц в целом по рынку достигла 69% (рост на 2,7 п.п.), средний тариф вырос на 20% – до 6,3 тыс. руб. В совокупности это привело к увеличению показателя RevPAR на четверть – до 4,2 тыс. руб.
Средний сегмент гостиничного рынка города стал лидером по росту доходности за девять месяцев. В связи с растущим спросом со стороны туристических групп и индивидуальных гостей (загрузка за три квартала увеличилась на 4 п.п. – до 67%) отели этой категории повысили средний тариф на 24% – до 3,15 тыс. руб. Это привело к увеличению показателя RevPAR на 31%.
Люксовые гостиницы также выигрывают от высокого спроса: загрузка в этом сегменте достигла 63%, превысив показатель предыдущего года на 3,5 п.п., тариф прибавил 17,5% – до 17,3 тыс. руб. В итоге отели люкс продолжили активно увеличивать доходность на номер: RevPAR вырос на 24% – до 11 тыс. руб.
«Гостиничный рынок Петербурга постепенно становится “рынком продавца”, – замечает Татьяна Веллер. – При небольшом увеличении загрузки во всех сегментах – от 0,3% в верхнем пределе верхнего сегмента до 3,7% в среднем сегменте – средний тариф по итогам трех кварталов вырос минимум на 17%. Владельцы и операторы гостиниц начинают пожинать плоды интереса к Петербургу и оптимизировать политику управления доходами для повышения прибыльности бизнеса».
Операционные показатели качественных гостиниц Санкт-Петербурга,
январь-сентябрь
«Мы ожидаем, что тенденции, установившиеся на двух самых развитых гостиничных рынках России, сохранятся до конца года. Начавшийся деловой сезон также демонстрирует высокие показатели и должен укрепить рыночные позиции игроков, – прогнозирует Татьяна Веллер. – С начала этого года качественное гостиничное предложение пополнилось 526 номерами в Москве и Подмосковье и 314 в Петербурге. Северная столица не ожидает открытия новых брендированных гостиниц до конца года, а московский рынок должен увеличиться еще на 1,67 тыс. номеров. Выход новых объектов в столице может повлиять на показатели действующих гостиниц, но мы предполагаем, что довольно стабильный спрос позволит рынку поглотить дополнительное предложение без особых проблем».
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»