Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Ресурсный подход не только к экотуризму

08:07, 28 января 2005

Продолжаем цикл публикаций, посвященных вопросам экотуризма вообще и этому виду деятельности в Байкальском регионе в частности. (RATA-news от 17-20, 24 января 2005). Желающие связаться с автором могут писать ему по адресу: expedition@interbaikal.irkutsk.ru

Ресурсный подход вообще к туризму дает возможность быстро и точно определить предмет обсуждения. Например, если речь заходит об агротуризме, то к нему мы отнесем те многочисленные вариации (деревенский, фермерский, зеленый), для которых главный туристский ресурс - это земля, домашние животные и иные сельскохозяйственные составляющие, деревенские пасторальные прелести.

Ресурсный подход к туризму позволяет «легализовать», в том числе, понятие «пляжный туризм» (хотя любой пляж, между прочим, тоже произведение природы) и смело ввести его в оборот. А вот как организован этот пляжный туризм - в виде группового тура или таймшера - это совсем из другой оперы.

Также ресурсный подход позволяет понять, например, что не существует социального туризма, а есть только форма оплаты (сам купил путевку или за счет государства поехал, или профсоюз оплатил) конкретного тура. При этом покупаемый тур может быть экологическим, лечебно-оздоровительным или культурно-познавательным. Но никогда никто не купит «социальный» тур, потому что просто не существует ресурсов для создания такого тура. Социальный туризм - это всего лишь создание условий, при которых люди с низким достатком тоже получают возможность отдыхать, путешествовать.

Как-то автор одного из писем напомнил мне, что я сам многие годы утверждал, что только тогда туризм является экологическим, когда от конкретной группы туристов есть реальная отдача природе, местным жителям, когда в ходе путешествия туристы получают экологические знания и радость общения с природой, и уж тем более - не приносят ей ни малейшего вреда. А теперь заявляю, что экотуристом надо называть любого туриста, любую тургруппу, попавшую на природу, даже если от этих туристов природе прямой ущерб. Что же заставило меня снизить планку этических и экологических требований и претензий к экотуризму?

Личная практика разработки и продажи экотурпродукта привела к пониманию того, что нельзя пытаться навязывать туристам эти самые экологические знания и экологически их воспитывать. По результатам поездки невозможно оценить – достигли мы воспитательных целей или нет. И тем более нельзя навязывать туристам за их же деньги какие-то, пусть даже и экологические работы, мероприятия. Предоставить возможность - пожалуйста! И многие туристы наверняка воспользуются возможностью помочь природе - убрать мусор, посадить дерево...

Стало понятным и еще одно. Несмотря на то, с какими духовными помыслами, с какой мотивацией приехал турист на Байкал, он в любом случае влияет на природу, на экологию. И степень этого влияния определяется только тем, насколько тщательно организован конкретный тур, насколько уверенно конкретная турфирма владеет современными экотуристскими технологиями, сколько средств вложила в оборудование маршрута, каких проводников наняла и сколько им платит. То есть - профессионализмом туроператора. (Владимир Бережных, Иркутск, специально для RATA-news)

Продолжение следует.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно