Тревелпорт

Дальневосточные туроператоры не уверены, что упрощение визового режима добавит им клиентов

Турбизнес Дальнего Востока активно обсуждает новость об упрощении визового режима для посещения иностранцами пяти регионов России – Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области, Камчатки и Чукотки. Изменения, которые приняла Госдума, позволят гражданам зарубежных государств получить электронную визу, подав заявку в режиме онлайн. На рассмотрение выделяется четыре дня. Если заявку одобрят, визу можно будет получить бесплатно на въезде в РФ и находиться на территории нашей страны до 8 суток. Власти считают, что это должно поспособствовать развитию, в том числе, туристической сферы.

Дальневосточные принимающие туроператоры считают, что любое упрощение визового режима положительно сказывается на имидже страны и увеличивает к ней интерес туристов. Тем более что именно сложность оформления российской визы останавливала многих, кто хотел бы посетить нашу страну.

С другой стороны, считают специалисты, столь серьезное облегчение визовой процедуры может лишить турфирмы части клиентов. Высказывают представители дальневосточного турбизнеса и другие сомнения по поводу предстоящих перемен.

Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько отметил, что не всегда и не все туроператоры заинтересованы в столь широких форматах визовых послаблений, в том числе стимулирующих самостоятельные поездки. Тем более что туристов на приеме начинают перехватывать иностранные компании из стран, генерирующих турпотоки. А это, в свою очередь, не способствует фискальной прозрачности турбизнеса, зато часто приводит к демпингу и понижению качества обслуживания. «Это важные аспекты либерализации туристического рынка, которые должны стать предметом тщательного госрегулирования бизнеса», – считает глава РСТ.

Но главный вопрос – инвестиции, в том числе в развитие туристической инфраструктуры, для которых упрощение визовых формальностей открывает новые горизонты. «И здесь надо оперативно предоставить инвесторам индустрии гостеприимства льготы, существующие во многих странах, сделавших ставку на туризм, – сказал г-н Шпилько RATA-news. – Иначе есть вероятность того, что спрос в высокий сезон слишком превысит предложение, ослабив конкуренцию и сыграв на ухудшение соотношения цены и качества обслуживания».

Приводим мнения руководителей туристических компаний о том, каких положительных изменений они ждут и какие «подводные камни» могут встретиться при переходе на новые правила.

Сергей Алексеев, «Фрегат Аэро» (Владивосток): «Понятно, что новая мера направлена на увеличение въезда на территорию Россию и действительно может сделать Дальний Восток доступнее. И понятно, что индивидуальные туристы, в том числе бизнесмены, скорее всего, из турфирм уйдут в онлайн. Отель, билет забронировать просто, а теперь станет легко и визу открыть. Но нам пока непонятно, коснутся ли изменения организованных групп? Как им нужно будет подавать документы на визу – всем вместе или каждому по отдельности?

Также беспокоит нас поток из Китая: ведь уже сегодня китайские туркомпании на Дальнем Востоке работают практически без участия российских партнеров, сами организуют прием, перемещения и программу по маршрутам. Пока на территории РФ за них несут ответственность компании, которые оформляют безвизовые списки, а если их не будет, то что? К тому же, въезд по спискам пока представляется проще, чем по предлагаемым новым правилам.

И еще вопрос: будут ли требовать при оформлении электронной визы наличие медицинской страховки? Сейчас турфирмы обязательно оформляют полисы для своих клиентов».

Татьяна Воробьева, «Санрайз-Тур» (Южно-Сахалинск): «Думаю, упрощение визового режима привлечет и организованных, и самостоятельных туристов. Особенно рассчитываем на рост потока из Японии. Главное же наше опасение в том, что профильные ведомства не сразу начнут работать четко и оперативно, а механизм получения электронной визы будет не таким уж простым. Скорость наступления положительных последствий, на мой взгляд, будет зависеть от того, как быстро внедрят новые процедуры в профильных ведомствах, насколько понятными для туристов окажутся требования по оформлению визы, а также будет ли четко и корректно работать сайт для приема заявок».

Анна Ганжа, «Терратур» (Владивосток): «Упрощение визового режима всегда дает всплеск интереса к направлению, и сейчас мы, скорее всего, это увидим. Увеличение турпотока возможно, в первую очередь, благодаря прежде неохваченным туристам, которые хотели посетить Россию, но их останавливали непростые и недешевые визовые формальности. Многие японцы, например, из-за этого предпочитали безвизовую Корею».

Людмила Медведева, «Омега-плюс» (Южно-Сахалинск): «Ожидаем от нового режима как позитива, так и негатива. Мы можем потерять клиентов, которые заходят путешествовать самостоятельно, без турфирм, потому что визовая поддержка с нашей стороны им будет больше не нужна. Но есть нюанс: путешествовать по Сахалину они смогут, а большая часть Курильских островов будет недоступна: чтобы идти на маршруты, необходимо не позднее, чем за 60 дней получать пропуска для посещения приграничных зон. Иностранные туристы, как правило, планируют поездки заранее и чаще всего через московские компании. Посетить Курильские острова без помощи турфирм туристы по-прежнему не смогут».

Ирина Седова, «Камчатинтур» (Петропавловск-Камчатский): «Если по новой системе к нам смогут беспрепятственно приезжать туристические группы, это, конечно, положительно скажется на отрасли. Главное, чтобы хорошая идея не была испорчена дополнительными условиями. Например, смогут ли туристы, въехавшие через пункт пропуска во Владивостоке, свободно передвигаться по другим регионам Дальнего Востока в течение этих восьми дней? У нас ведь нет пунктов пропуска, через которые туристы из-за границы напрямую попадают на Камчатку. Исключение – круизники, но они и так заходят без виз.

Изменения в целом, думаю, вызовут дополнительный интерес к регионам Дальнего Востока. И турфирмы, и потенциальные туристы за рубежом жалуются на дороговизну и сложность оформления российской визы. Упрощение визовых формальностей, думаю, в первую очередь привлечет самостоятельных путешественников, которые, возможно, прежде не решались на поездки только из-за этих сложностей».

Татьяна Яковенко, «Дальгео Турс» (Хабаровск): «Если благодаря изменениям турпоток вырастет, для нас это, в любом случае, будет хорошо. Даже самостоятельные путешественники все равно попадут в наши руки. Мы работаем не только с партнерами в России и за рубежом, но и напрямую с туристами, которые приезжают в наш регион, размещаются в гостиницах. Например, предлагаем экскурсии.

До 80% иностранных клиентов нашей компании – гости из Азии, прежде всего из Японии. Но в последние годы становится все больше европейцев. Причем раньше они чаще приезжали самостоятельно, сейчас многие предпочитают обратиться турфирму. Интересно, что, планируя поездки, многие пользуются справочниками 10-летней давности, запрашивают экскурсии, которых уже нет, а есть много нового. Например, часто интересуются круизами на теплоходе «Василий Поярков» от Хабаровска до Николаевска, которых давно нет! Так что самостоятельные туристы, не имея актуальной информации и не обращаясь к профессионалам, могут лишиться части впечатлений».

 

Анна Вальцева, RATA-news