Интурмаркет с 1 октября

«В Шамони продвигаем только зимний туризм. Летний растет сам»

В отличие от других альпийских курортов, зародившихся как места активного отдыха или здравницы, Шамони обязан своей славой природному чуду – Ледяному морю: гигантскому леднику, спускавшемуся прямо в долину, к деревне. В XIX веке Ледяное море почти исчезло, сохранившись только в горах. Но Шамони к тому времени уже обрел всемирную известность. По количеству шикарных зданий периода Belle Epoque с Шамони могут поспорить разве что приморские курорты, но не альпийские. Генеральный директор Агентства по развитию туризма долины Шамони-Монблан Николя Дюрош дал интервью «Коммерсанту» о том, чем сейчас живет старейший курорт в Альпах и как потепление и глобализация меняют его туриндустрию. Предлагаем его вашему вниманию с некоторыми сокращениями.


- Минувший летний сезон был очень успешным для Шамони – туристы провели у вас на 100 тыс. ночей больше. А сколько всего?

- Рост составил 2,6%. Всего около 3,9 млн ночей за летний сезон с мая по октябрь 2019 года. Этот зимний сезон еще продолжается, в сезон 2018/2019 число ночей было сопоставимо с летним – 3,8 млн. Но в последние годы мы отмечаем, что летний сезон начинает становиться популярнее зимнего, хотя до этого на протяжении многих лет 60% ночевок у нас приходилось на зиму и 40% – на лето. По моему мнению, эта тенденция сохранится. По нескольким причинам.

Во-первых, из-за глобального потепления все больше людей приезжает в горы летом – в поисках прохлады. Во-вторых, растет популярность треккинга. В-третьих, из-за роста в Альпах среднегодовой температуры, альпинизм в высокогорье в июле-августе становится все более небезопасным: снег тает, вечная мерзлота поднимается все выше и обнажаются камни. А вечная мерзлота – это цемент гор. Поэтому альпинистские активности у нас сдвигаются на май и сентябрь-октябрь, и, таким образом, продолжительность нашего летнего сезона увеличивается. В июне-августе к нам приезжают обычные туристы в поисках прохлады, а в мае и сентябре-октябре – альпинисты.

Продолжается рост летнего турпотока из стран, которые были для нас основными для этого сезона – Великобритании, США, Швейцарии, Италии, Бельгии. Тогда как в странах зимнего туризма в зимние сезоны теперь наблюдается падение. В первую очередь – из России по ряду причин, в том числе и потому, что туроператоров в России становится все меньше. Плюс все больше россиян отправляется на местные курорты, в частности, в Сочи. А также, и это глобальный феномен, горнолыжники теперь стали гораздо мобильнее – если раньше они из года в год катались на одном и том же курорте, то теперь они его каждый год меняют. Те же русские отправляются и в США, и в Японию, где прекрасный снег.

Мы видим сокращение числа туристических ночей в зимний период и увеличение – в летний. И теперь все наши активности по продвижению направлены только на зимний период. Летний туризм в Шамони мы больше не продвигаем. Он и так растет естественным образом. Более того, летом уже есть периоды, когда у нас слишком много туристов, что плохо для природы.

- Какие же способы вы нашли, чтобы привлекать больше туристов зимой?

- Местная компания – оператор подъемников ускоряет темпы инвестирования, чтобы сделать курорт более привлекательным. В этом году открыт новый гондольный подъемник во Флежере, в следующем году появится новый подъемник в Туре, будет обновлен подъемник на Гран-Монте.

В долине ведутся активные работы по улучшению системы общественного транспорта, чтобы туристам было проще добираться к подъемникам. Нужно развивать систему камер хранения у подъемников, чтобы туристы, откатавшись день, оставляли в них оборудование, а в гостиницы и апартаменты возвращались в обычной обуви. Мы серьезно улучшили наше предложение apre-ski в том, что касается концертов, представлений и прочего.

- Какие мероприятия вы предлагаете туристам, чтобы разнообразить зимний сезон?

- Чтобы продлить его, мы два года проводили в середине апреля музыкальный фестиваль Musilac. Его посетило 32 тыс. человек. Но на 2020 год мы не нашли артистов. Поэтому взяли паузу, но на следующий год фестиваль проведем, поменяв концепцию. В этом году с 31 марта по 5 апреля у нас пройдет другой фестиваль – электронной музыки Unlimited.

Горнолыжные походы тоже набирают популярность. Например, на 11-13 апреля запланирован первый фестиваль La Trace des Grands, включающий двухдневный поход на Гран-Монте. Завершать апрельские активности по нашей задумке должен большой рок-фестиваль.

- Этапы горнолыжного Кубка мира, которые проходят на трассе Кандагар, играют важную роль в продвижении Шамони?

- Очень. Это около 60 часов прямых телетрансляций на весь мир, на соревнования аккредитуется более 200 журналистов. То есть это настоящий прожектор, высвечивающий, насколько хорошо подходит долина Шамони для занятий горными лыжами.

- Какова ситуация на курорте с размещением?

- В 2018 году на 9 500 жителей Шамони было 80 тыс. спальных мест в отелях, апартаментах и шале, из них 22 тыс. управляется профессионально – отелями, резиденциями и агентствами недвижимости. И еще 15 тыс. мест сдается частным образом – через Airbnb и другие сервисы. То есть «теплых» кроватей у нас 37 тыс. Доля «холодных» кроватей у нас выше, чем на других курортах. Хотя это проблема для большинства исторических альпийских мест. На новых курортах этого нет, поскольку там нет местных жителей – все спальные места созданы для сдачи внаем туристам.

В Шамони бывают недели, когда у нас слишком много туристов. Во всей долине Шамони живет 13 тыс. человек. Летом с учетом туристов число жителей вырастает более чем до 80 тыс. человек. Плюс на пике летнего сезона к нам приезжает 40 тыс. однодневных туристов. То есть одномоментно на небольшой территории оказывается 120-130 тыс. человек. Это плохо для природы, плохо для инфраструктуры. Поэтому наш фокус на то, чтобы снижать число однодневных туристов и увеличивать число тех, кто приезжает на более длительный срок.

- Тем не менее, новые отели в Шамони строятся.

- Да, но небольшие. И новые появляются только взамен выбывающих, чтобы общее число мест оставалось неизменным. Вот, например, новая гостиница La Folie Douce, перестроенная из исторического отеля Savoy, который раньше занимал Club Med. Она резко отличается от других гостиниц в Шамони своим радикальным дизайном и фривольной атмосферой, но она привлекла новую клиентуру – более молодую, из больших городов. La Folie Douce внесла разнообразие в ночную жизнь – это важно для всей долины, поскольку в последние годы ночное предложение деградировало. И конечно, она вызвала много шуму. Это все позитивное влияние.

- Шамони вместе с 40 другими муниципалитетами долины Арве хочет создать зону с низким уровнем выбросов (ZFE), охватывающую всю долину. На ваш взгляд, каковы шансы, что этот проект будет реализован?

- Шамони стремится к тому, чтобы вся энергия, которая потребляется в долине, тут же и вырабатывалась. Для этого у нас строятся две гидроэлектростанции и одна тепловая, которая будет работать на метане.

Также существует проблема загрязнения воздуха автомобилями. Это загрязнение можно компенсировать – есть идея, чтобы с каждого платежа в долине, осуществляемого с помощью банковских карт, некоторая сумма шла в экологический фонд: владельцам карт перед каждой транзакцией будет предлагаться перечислить в фонд, например, €1.

В долине Шамони за последние 15 лет качество воздуха улучшилось. Все новые автобусы, которые закупаются в долину, работают на водороде. Для выработки электроэнергии используется вода с ледника Аржантьер. Подъемников, которые приводятся в действие энергией, вырабатываемой из ископаемого топлива, в Шамони больше нет.