Пегас с 18 октября

Спрос на морские круизы растет в России, как и во всем мире

Морские круизы – один из самых быстрорастущих секторов мирового туристического рынка. Если в начале 90-х годов прошлого века число пассажиров круизных лайнеров составляло около 4 млн. в год, то в 2012 году, по прогнозам экспертов, оно превысит 20 млн. человек. В России этот рынок также развивается необычайно бурно. О его перспективах говорили участники первой международной конференции по морским круизам, прошедшей в рамках выставки MITT-2012 по инициативе туроператора «Атлантис Лайн».

Конечно, до мировых цифр нам пока далеко, но если в начале 2000 годов морские путешествия выбирали сотни россиян, то в начале 2010-х, по оценке генерального директора «Атлантис Лайн» Натальи Андроновой, уже 80-100 тысяч. Для зарубежных круизных компаний российский сегмент рынка стал важным и перспективным. Доказательство тому – активное введение русскоязычного сервиса на лайнерах многих крупных круизных брендов.

Мировой круизный рынок сегодня делят три крупнейших холдинга и несколько независимых компаний. Крупнейшему из них – Carnival Corp. принадлежит 52% рынка, на втором месте Royal Caribbean (22%), на третьем – итальянская MSC (10%). Оставшиеся 16% распределяются между компаниями Gentling Group, Louis, Thomson и более мелкими. Наиболее значимые бренды Carnival Corp. – Carnival Cruises Line (старейшая круизная компания, создана в 1972 году), Princess Cruises, Cunard, Holland America Line, Costa Cruises и другие. В Royal Caribbean – Royal Caribbean, Celebrity Cruises и Azamara. В холдинг Gentling Group входит популярная на российском рынке компания NCL.

Как рассказала г-жа Андронова, круизные гиганты применяют несколько способов сотрудничества с российскими туроператорами. Например, NCL предлагает доступ к системе бронирования всем желающим, размер комиссии при этом остается стандартным. В результате ее круизами торгуют в России около 70 компаний. Более жестко ограничивает круг партнеров самая крупная в Европе компания Costa Cruises. У нее 10 партнеров, каждый из которых имеет статус приоритетного и высокую комиссию. Наконец, некоторые выбирают генеральных партнеров. Такой статус до недавнего времени имела «Ланта-тур вояж», представлявшая в России Royal Caribbean. «Атлантис Лайн» выступает генеральным партнером Carnival Cruises, а, например, Pac Group – MSC Cruises. «Такая схема, когда только один туроператор может представлять круизную компанию в определенной стране, говорит о высоком уровне доверия между партнерами. Еще недавно она не была распространена в России, но сейчас получает все большее распространение. Это говорит о том, что зарубежные круизные компании перестали воспринимать российский рынок как развивающийся, они перевели его в статус зрелого, сформировавшегося рынка», – подчеркнула Наталья Андронова.

Самые популярные круизные направления в мире – Карибские острова, Средиземное море, Европа, Багамы, Аляска, Мексика, Панамский канал, Гавайи и трансатлантические. Большое число маршрутов вокруг американского континента прочно укоренилось на первых местах рейтинга предпочтений туристов. Связано это с тем, что среди круизных туристов преобладают американцы. Если в Америке среди обычных туристов круизеров 3%, то в Европе – 1%, а в России – примерно 0,6%.

«У россиян один из главных факторов при выборе лайнера и маршрута – наличие русскоязычного сервиса. Круизная компания Carnival через три года после его официального введения на европейских маршрутах в 2005 году получила трехкратный рост числа пассажиров из России. Самые популярные маршруты у наших туристов – Средиземноморье и Европа, а также другие направления, где предлагается сервис на русском языке, например, ОАЭ», – рассказала г-жа Андронова.

Она подчеркнула, что, несмотря на недавнее крушение лайнера Costa Concordia, морские круизы остаются одним из самых безопасных видов отдыха. «С 1972 года, когда на Карибах село на мель судно Carnival, с круизными лайнерами произошло не более 10 серьезных инцидентов. За тот же период в круизах погибли по различным причинам не более 45 человек, причем большинство из них – на Concordia», – пояснила глава «Атлантис Лайна».

Круизные компании используют современные технологии для повышения безопасности на борту. Так, каждый пассажир получает карточку-ключ к каюте, которая одновременно идентифицирует его личность при посадке на борт и является платежным документом. Это исключает проникновение посторонних на лайнер. Личные вещи пассажиров досматриваются при посадке и в каждом порту захода. На лайнерах запрещено провозить многие опасные предметы. При посадке круизеры участвуют в учебной тревоге, изучая, как спасаться в случае ЧП. Весь персонал имеет навыки оказания первой помощи, спасения утопающих, борьбы с пожарами. Члены команды проходят тренинги и сдают экзамены. Все каюты и помещения лайнеров оборудованы датчиками огня и дыма, системами пожаротушения, за общественными помещениями ведется видеонаблюдение. Все значимые помещения разделены огнеупорными и водоупорными дверями.

«Современный круизный лайнер отвечает самым высоким стандартам безопасности. Разумеется, нельзя исключить человеческий фактор, который, судя по всему, стал причиной гибели Concordia. Но даже в этой ситуации команда действовала грамотно, что позволило свести количество жертв к минимуму. Не забудем и то, что катастрофы такого масштаба случаются крайне редко», – подчеркнула Наталья Андронова.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news