Travelport с 25 октября

Государство может снизить НДС для полетов мимо Москвы

Глава совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг направил письмо Владимиру Путину, в котором предложил установить нулевую ставку НДС для внутрироссийских рейсов за пределами Москвы. В документе поясняется: сейчас «наблюдается существенный дисбаланс» – 74% всех рейсов в России выполняются через Москву. Причина, по мнению г-на Вексельберга, – «отказ "Аэрофлота" в 2016 году развивать хабы в аэропортах Петербурга и Ростова-на-Дону», чтобы «полностью сконцентрировать усилия на московском хабе».

Виктор Вексельберг считает, что тарифы московского авиаузла «более привлекательны для авиакомпаний по сравнению с региональными аэропортами». Но в итоге региональные аэропорты, находящиеся под управлением «Реновы» (через дочерний холдинг «Аэропорты регионов») в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону, не задействуются полностью. Глава «Реновы» напомнил о положительном опыте Крыма, где в 2014 году правительство ввело нулевую ставку на авиаперелеты до 2019 года.

По данным «Коммерсанта», Владимир Путин поручил Минфину и Минтрансу «проработать предложение по достижению заявленной цели».

С 1 июля 2015 года до конца 2017 года на внутренние перелеты действует пониженная ставка НДС – 10% вместо 18%. Снижение налога было предусмотрено антикризисной программой правительства, обнародованной в январе 2015 года. Сразу после вступления льготы в силу за введение нулевой ставки начали выступать Минтранс и Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По оценке главы Минтранса Максима Соколова, обнуление может принести отрасли до 19,5 млрд руб. дополнительных доходов в год.

В середине марта президент АЭВТ Владимир Тасун направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором сообщил: снижение ставки НДС было наиболее эффективной мерой господдержки авиаотрасли в 2015-2016 годах. При этом г-н Тасун указал на «несбалансированность мер господдержки» для разных видов транспорта, так как НДС на пассажирские перевозки по железной дороге был обнулен с 2017 по 2029 год. Он предложил обнулить НДС и для внутренних авиаперевозок на такой же срок либо хотя бы продлить действие льготной ставки НДС до 2029 года.

Источник в одной из авиакомпаний отметил, что снижение ставки НДС до 0% для железнодорожных перевозок наряду с 10% для авиакомпаний – это создание заведомо неравных конкурентных условий в транспортной отрасли. Он добавил, что авиакомпании могут реально заработать деньги только в высокий летний сезон, который длится на большинстве направлений три месяца. Все остальное время компаниям приходится выживать, снижая цены до того уровня, который себе сейчас может позволить пассажир. В результате даже при 90-процентной загрузке рейса в зимний период вырученных средств едва хватает на покупку керосина.

Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко говорит, что в кризис доля московского авиационного узла растет вполне естественным образом – как на внутренних, так и на международных линиях: «Авиакомпании концентрируются на перевозках в Москву и из нее, потому что именно здесь сохранился платежеспособный спрос». Эксперт отмечает, что субсидировать развитие внутренних перевозок в обход МАУ за счет федерального бюджета бессмысленно, поскольку за счет налогоплательщиков изменятся маршруты внутренних полетов без дополнительного эффекта. «Администрировать дифференцированные ставки НДС в зависимости от локализации аэропортов – процесс сложный и нефункциональный», – полагает г-н Крамаренко, считая, что логично было бы обнулить ставку для всех маршрутов.