Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Иностранным яхтам открыли путь на российские водоемы

Реки и озера России теперь доступны для прохода маломерных прогулочных и спортивных судов под иностранным флагом, если они не занимаются коммерцией. Соответствующее постановление правительства РФ №472 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств» опубликовано в «Российской газете».

Напомним, что год назад аналогичные поправки были приняты в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Теперь суда могут пройти по нашей акватории в центральной части России, в Сибири и Дальнем Востоке – после досмотра в морском порту и если на борту есть русскоговорящий член экипажа, который может управлять судном. До недавнего времени частные прогулочные суда на внутренние водные пути России допускались только по распоряжению правительства, причем им в обязательном порядке необходимо было брать на борт российского лоцмана. Сейчас этого требования нет.

Туроператоры, которые не раз обращали внимание на то, что такое решение даст дополнительную возможность привлечения туристов, поскольку Россия располагает огромной сетью рек, горячо приветствовали изменения в водном законодательстве. Однако, по мнению экспертов, широкому доступу иностранных яхт по-прежнему мешает ряд административных преград.

Ранее Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии направило на рассмотрение в соответствующие ведомства возможные дополнения к Правилам плавания по внутренним водным путям РФ судов под флагами иностранных государств в спортивных и культурных целях, реализация которых позволит эффективнее развивать озерный и речной туризм по всей России. В частности, участники рынка высказали пожелание, чтобы иностранцы не подпадали под юрисдикции нескольких различных надзорных ведомств, а пользовались бы преимуществами принципа «единого окна». Это не только облегчило бы жизнь им самим, но и позволило бы упростить и ускорить все контрольные процедуры. При этом необходимо, чтобы к зарубежным яхтсменам после прохождения пограничного и таможенного контроля применялся тот же режим, что и к аналогичным по типу судам под российским флагом.

Принимая во внимание важность вопросов безопасности, профессионалы отрасли также предлагают внести в правила требование о наличии у судна под иностранным флагом страхового полиса, аналогичного «Зеленой карте» для автотранспорта, оформляемой при выезде на нем за рубеж.

Также возникает вопрос с инфраструктурой: нужны удобные, хорошо обустроенные пристани, плавучие топливные заправки, новые отели на дебаркадерах и в прибрежной полосе с яхтенными стоянками. Сейчас их почти нет. При этом яхтенный туризм во всем мире считается более выгодным, чем обычный, так как яхтсмены, как правило, обеспеченные люди, которые тратят на месте пребывания больше, чем «экскурсионные» туристы.

В свою очередь, в Минтрансе считают, что ажиотажа среди иностранных туристов в связи с открытием внутренних российских вод пока не будет. Заместитель директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев приводит данные о числе заходов иностранных маломерных судов – от 100 до 1000 в год. По мнению чиновника, открывшейся возможностью воспользуются, главным образом, фанаты-путешественники. Что касается наших соотечественников, владеющих яхтами, которые ходят под иностранным флагом, то, пока действовал старый порядок, они ни разу не обращались за разрешением, сообщил г-н Клюев.

 

Нина Егоршева, RATA-news