Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Американская Carnival Cruise Line уходит с рынка Европы

Круизный гигант Carnival Cruise Line отказался от европейских программ на весь 2014 год, ссылаясь на рост тарифов на трансатлантические рейсы. Уже в этом году высокая стоимость перелета подкосила спрос американцев на европейские программы, вынудив оператора снижать цены, чтобы заполнить лайнеры. В итоге нынешним летом 9-дневные программы Carnival в Европе продавались всего за $539 на человека, то есть примерно за $60 за ночь.

Если американцев отпугнули цены на перелет, то европейцы вообще потеряли интерес к круизам. Среди причин – кризис, а также череда трагических событий, как, например, крушение Costa Concordia в январе 2012 года и неприятности с самой Carnival. Напомним, беды преследуют компанию с февраля 2013 года, когда лайнер Carnival Triumph во время круиза в Мексиканском заливе из-за пожара в машинном отделении потерял ход, были обесточены многие службы и 4 тыс. пассажиров пришлось провести несколько дней в весьма некомфортных, если не сказать, антисанитарных условиях. 15 марта пришлось прервать круиз Carnival Dream из-за неисправности в резервном генераторе. В начале апреля Triumph опять оказался в сводках новостей – его сильным ветром снесло из ремонтного дока в открытое море. А совсем недавно загадочным образом с борта лайнера Carnival Spirit, когда он шел вдоль австралийского берега, исчезла супружеская пара.

До Carnival Cruise Line о дорогом перелете и спаде спроса на европейские круизы заявил и другой американский гигант – Royal Caribbean. В связи с этим компания приняла решение вместо нынешних 9 лайнеров оставить на европейских маршрутах в 2014 году лишь 7. Для сравнения, в 2012 их было 11. Одновременно обе американских компании откорректировали свои финансовые ожидания. Например, Carnival понизил прогноз по прибыли на вторую половину года. Чистая прибыль за весь 2013 года, согласно его оценкам, составит от $1,45 до $1,65 на акцию, тогда как ранее компания ожидала $1,8-2,1, а аналитики в среднем рассчитывали на $2. На этом фоне в конце прошлой недели акции Carnival подешевели на Нью-Йоркской фондовой бирже, как сообщает Bloomberg, на 8,8%, а его основной конкурент – Royal Caribbean Cruises Ltd. потерял в цене 3,3%.

Аналитики по разному оценивают ближайшие перспективы американских круизных компаний. Некоторые эксперты полагают, что худшее для этого круизного оператора еще впереди, так как спрос продолжает падать, рождая новые вызовы. Другие уверены, что нынешние проблемы вполне по силам руководству Carnival. Тем более что после всех происшествий оно объявило о начале тщательной проверки всех операционных процессов и выделило более $700 млн. на совершенствование резервных систем на всех 100 судах компании. Напомним, Carnival принадлежит несколько круизных брендов, включая Princess, Holland America, Seabourn и Cunard.

По словам генерального директора компании «Бриз Лайн» Максима Радионовского, уход с европейского рынка – вполне логичный шаг для Carnival Cruise Line. «Компания пришла в Европу, когда в США была стагнация. Сейчас она докатилась до Европы, а американская экономика подает признаки роста. Круизные лайнеры, в отличие от отелей, если те вдруг оказались не в самом «ходовом» месте, можно передислоцировать в более удачное, что Carnival и делает», – пояснил он RATA-news. С другой стороны, этот шаг все-таки ослабит ее позиции. «Carnival пришла, чтобы завоевать европейский рынок и отнять клиентов, прежде всего, европейцев, у своего главного конкурента – Royal Caribbean. Сейчас это неактуально, делить просто нечего. Но, в любом случае, вывести компанию из региона – значит потерять рынок. А это опасно, потому что компанию в таком случае просто забывают», – сказал Максим Радионовский.

С уходом Carnival из Европы и сокращением флота Royal Caribbean мощности реально сократятся и ситуация с ценами на европейском круизном рынке выровняется. Для круизного бизнеса это означает уменьшение числа клиентов, но увеличение маржинальности. «Вряд ли 2014 год будет таким же выгодным для туристов, как нынешний, когда круизный отдых продается по экстремально низким ценам. Турция сейчас обходится едва ли не вдвое дороже, чем круиз на лайнере 5*. Сейчас лучшее для россиян время отправиться в круиз», – добавил эксперт.

Наталья Андронова, генеральный директор компании «Атлантис Лайн», выступающей генеральным эксклюзивным партнером Carnival в России, сообщила RATA-news, что знала об изменениях в планах американской компании до их объявления. «Рынок очень вырос. Много разнообразного продукта, и уход 1-3 или даже 5 лайнеров не повлияет на общую ситуацию», – заметила она. Директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова также полагает, что с уходом Carnival и снижением числа лайнеров Royal Caribbean европейский круизный рынок не оскудеет. «Carnival сосредоточится на своем локальном рынке, но на Европе это не отразится. Сейчас на этом рынке явный избыток емкостей, отсюда – низкие цены и, как следствие, падение сервиса», – пояснила она.

Генеральный директор компании «Нептун» Валентин Елисеев, в отличие от Максима Радионовского, уверен, что компания Carnival была заинтересована не столько в европейском клиенте, сколько в американском. «Это компания, ориентированная исключительно на американцев. Какое-то время назад они решили расширить линейку программ для них в Европе, но продукт изначально был дороговат, а с ростом стоимости перелета эти круизы стали недоступны средним американцам. Особым интересом у европейцев они также не пользовались», – сказал он.

Однако эксперт согласен с главой «Бриз Лайна» в том, что будущий год сулит круизному бизнесу больше, чем нынешний. «Мы видим положительную динамику. В прошлом году спрос из-за выборов в России и трагедии с Costa Concordia сильно подкосил спрос. В 2013 году он вырос, подросли цены на круизы всех категорий, но особенно в классе люкс и премиум. Спецпредложений немало, но все-таки гораздо меньше, чем в прошлом году, и они не столько продолжительны и глобальны», – пояснил Валентин Елисеев. В будущем году эта тенденция, как полагает эксперт, закрепится, поэтому у россиян до конца нынешнего года есть просто уникальная возможность съездить в круиз пор минимальным ценам. В компании «Виа Марис» также фиксируют возросший спрос. «Выводы делать рано. Надеюсь, мы вернемся в 2013 году к итогам 2011 года, одного из лучших на нашем рынке, но далеко не по всем показателям», – заметила Елена Карманова.

 

Светлана Ставцева, RATA-news