fox-express.ru

Как уральские заводы развивают туризм в регионе

В середине июля в Свердловской области прошли два интересных событийных мероприятия. 11 июля в городе Каменске-Уральском в одиннадцатый раз провели фестиваль звонарей «Каменск-Уральский – колокольная столица России», а 18 июля в небольшом поселке Арти состоялся уже пятый турнир косарей. Объединяет эти события то, что своему появлению они обязаны местным предприятиям – частному заводу по производству колоколов «Пятков и Ко» и Артинскому заводу, который выпускает косы.

Предприятие «Пятков и Ко» в Каменске-Уральском работает с 1991 года. По словам директора завода Николая Пяткова (фото), в год здесь отливают 120-140 тонн продукции – колокола разных форм и размеров, которые затем поставляют заказчикам в разные населенные пункты России. Это крупнейшее подобное предприятие в нашей стране.

«Сегодня весь колокольный мир нам завидует, потому что у нас есть работа. Наш маленький колокольный заводик льет больше, чем вся Европа вместе взятая, – рассказал RATA-news Николай Пятков. – Но причина тому печальная. В Европе не разрушали церквей, не убивали священников, не снимали и не продавали на металлолом колокола. Поэтому новые там нужны редко. В России есть еще подобные заводы – в Москве, Воронеже, под Ярославлем. Мы ни от кого не отстаем, и всему, что делаем, научились сами – по материалам, которые сохранились».

Как объяснил г-н Пятков, русский колокольный звон – особенный. Мастера способны исполнять на этих необычных инструментах настоящие музыкальные произведения. Первый фестиваль колокольного звона в Каменске-Уральском прошел в 2005 году. «До этого я много лет ездил в разные страны на ежегодные встречи колокольных фирм Европы. Дважды гостей принимали мы – в 2001 году вне очереди, когда Каменску-Уральскому было 300 лет, и в 2011 году. Колокольный мир очень узкий, обычным людям наша работа в диковинку. Поэтому мы подумали, что многим будет интересно приезжать к нам, чтобы посмотреть на это чудо», – говорит Николай Пятков.

С 2005 года с колокольным миром можно познакомиться не только на фестивале, куда съезжаются мастера из разных российских регионов и из-за рубежа, но и в любое удобное время в рамках экскурсии по заводу. Николай Пятков скромничает: «Полноценно мы еще не готовы принимать экскурсии. У меня есть друзья во Франции, владельцы небольшого завода в Нормандии, у них каждый год бывает более 70 тысяч туристов, входной билет стоит 8 евро плюс продажа сувениров – все это приносит неплохие деньги. А продукции они производят намного меньше, чем мы. Но в Европе при подобных заводах существуют музеи, где можно узнать об истории производства, посмотреть фильмы и фотографии. У нас все это только в планах – заказали проект, собираемся строить здание, но пока коррективы вносит кризис».

Тем не менее, каждый год число желающих посетить колокольный завод растет. По словам заместителя директора местного краеведческого музея Юлии Партиной (фото), которая проводит экскурсии по предприятию, за весть 2014 год там побывало около 6 тыс. человек, а за первое полугодие 2015 уже более 3 тысяч. Почти 4 тысячи человек из Тюмени, Томска, Екатеринбурга, Челябинска, Пензы, Невьянска и других городов посетили прошедший в июле фестиваль звонарей, более тысячи из них – организованно в рамках однодневных экскурсионных программ. Региональные операторы привезли в Каменск-Уральский 14 больших автобусов с туристами.

«Экскурсия по заводу длится 40 минут, – говорит Юлия Партина, – Мы рассказываем о технологическом процессе изготовления колокола от начала и до конца, туристы могут тут же все это увидеть.

Самое интересное – склад готовой продукции, где бьют в колокола и чувствуют себя звонарями». По мнению г-жи Партиной, завод способствует развитию туризма во всем городе: «Во всяком случае, с момента появления фестиваля в 2005 году посещаемость краеведческого музея выросла вдвое. Наша экскурсия включена даже в школьные образовательные программы. Благодаря заводу, фестивалю и этим экскурсиям город вошел в программу развития туризма, появилось много предпринимателей, которые производят сувениры, активизировалась работа кафе, гостиниц, появляются новые экскурсоводы».

Артинскому заводу, который находится в одноименном поселке на юго-западе Свердловской области, более 200 лет. Это место считают исторической родиной русской косы. Турнир косарей проводят здесь с 2011 года. Начинался он как маленькое региональное мероприятие. За пять лет число участников выросло с 20 до 80 человек, а зрителей – в десять раз, с 300 до 3 тысяч.

«Наш завод – один из старейших предприятий Урала, основан в 1787 году, с 1809 года выпускает косу, – рассказал RATA-news директор по развитию Артинского завода Александр Шатохин (фото). – Это довольно тяжелое, трудоемкое производство и единственное подобное в России. Мы выжили в 90-е благодаря качеству продукции. Но в 2011 дела на заводе шли не очень хорошо, и тогда его приняла новая команда. Предприятие удалось реанимировать, и помимо технических и экономических задач мы взяли на себя социальную и маркетинговую функцию – популяризировать русскую косу с помощью турнира косарей. Среди участников бывали гости из разных стран. Например, президент клуба косарей Франции, он тоже соревновался. В этом году приезжали команды из Австрии, Армении и Белоруссии. Специально к турниру мы выпускаем большой ассортимент сувенирной продукции с символикой завода – футболки, флажки, магнитики, косы с рисунком по металлу и т.п.».

Сейчас завод работает нормально, более 50% продукции идет на экспорт в разные страны вплоть до Австралии. Экскурсии по заводу начали проводить только в этом году, после того как в старом здании предприятия, построенного в XIX веке, открыли свой музей. «У нас красивый старинный завод, уральская горно-заводская архитектура, мы хотим параллельно с основной работай заниматься привлечением туристов, развивать территорию, – рассказал Александр Шатохин. – Музей открылся 7 июля. Экскурсий до этого было немного, в основном детские группы из соседних городов, за год – около 100 человек. Но после открытия музея мы перекрыли эту цифру только за один июль. Недавно побывала группа венгерских дипломатов, а также большая экскурсия участников третьей Уральской индустриальной биеннале, которая пройдет в сентябре. С одним из художников мы задумали сделать совместный проект – инсталляцию с нашими косами в центре современного искусства в Екатеринбурге».

Региональные событийные мероприятия поддерживает администрация области, в частности, министерство инвестиций и развития. «Когда подобные фестивали развиваются не в формате городского праздника для местных жителей, а как туристические мероприятия, вокруг них зарождается дополняющее позитивное движение: экскурсии, мастер-классы, интерактивные программы, квесты, – сказала RATA-news руководитель Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова. – Это значит, что подтягивается малый и средний бизнес, музеи переходят на особый режим работы, заполняются гостиницы, появляются туры выходного дня, расширяется ассортимент предложений операторов по внутреннему туризму. Действие положительного мультипликативного эффекта распространяется за пределы праздника, формируется позитивный имидж территории».

По словам Эльмиры Тукановой, ежегодно более десятка событийных мероприятий Свердловской области получают поддержку в рамках региональной программы развития туризма. Сейчас, например, идет сбор заявок для формирования календаря 2016 года. По специально отобранным критериям эксперты определят самые интересные и перспективные мероприятия, которые получат поддержку – информационное сопровождение, изготовление полиграфической продукции, транспорт и пр. «Эта поддержка очень важна для организаторов, потому что самое сложное – собрать аудиторию не только из числа местных жителей, но и иногородних, привлечь прессу и туроператоров, – объяснила Эльмира Туканова. – Инициатива проведения того или иного фестиваля в каких-то случаях исходит от муниципалитетов, в каких-то – от производств, конкретных людей».

Турнир косарей, колокольный фестиваль и некоторые другие мероприятия областной Центр развития туризма поддерживает уже третий год. «Первые два года ни одна компания не возила туда туристов, мы сами организовывали инфотуры для журналистов и турбизнеса. В этом году турфирмы впервые начали предлагать туры выходного дня с посещением этих фестивалей. Пусть понемногу, по одному-два, но на каждом событийном мероприятии работали туроператоры», – говорит г-жа Туканова.

По словам заместителя директора компании «Королевство путешествий» Ирины Хлебниковой (компания была оператором на турнире косарей), опыт оказался интересным: «Мероприятие необычное, со своей особой энергетикой, оно развивается и вполне подходит для формата туров выходного дня. Читая публикации и отзывы, многие сегодня сожалеют, что не смогли попасть туда в этом году и собираются в следующем. В стадии согласования еще один подобный проект – конце августа в Алапаевске пройдет Елизаветинский бал-пикник, сейчас мы обсуждаем программу для туристов».

 

Анна Вальцева, RATA-news

Фото Татьяны Андреевой