Тревелпорт

В Ростуризме считают, что «Турпомощь» могла бы стать саморегулируемой организацией

Очередная проблемная ситуация в Египте показала, что изменения туристического законодательства, сделанные в 2012 году, так и не внесли ясности в разграничение ответственности между участниками рынка в случае ЧП. Все убытки ложатся на туроператоров, хотя даже по признанию представителей властей вины туркомпаний (как и чьей-либо другой) здесь нет. Заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский считает, что свои правила для отрасли могла бы предложить «Турпомощь», если бы превратилась в саморегулируемую организацию (СРО).


О влиянии египетских событий на российский турбизнес шла речь на прошедшем вчера в РИА «Новости» круглом столе. Генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная рассказала, что клиенты туроператора полностью покинут Египет до конца сентября. Около 35% туристов этой компании все же предпочли поехать на отдых в эту страну, несмотря на все предупреждения. Из тех, кто решил отказаться от поездки, лишь 5% захотели забрать деньги, остальные перебронировались на другие страны, в основном, Турцию. Кто-то рассматривает возможность использовать деньги для поездки в 2014 году.


Генеральный директор Tez Tour Владимир Каганер заметил, что время вывоза туристов зависит от объемов продаж. Его компания рассчитывает вернуть всех на родину до конца августа: «У Пегаса были большие объемы, соответственно необходимо больше времени на закрытие программ. Мы своих туристов вывезем до 1 сентября. В последние два месяца постепенно сокращали программы, и к моменту остановки продаж в Египте оставалось не так много туристов», – заявил он.


По словам Анны Подгорной, убытки в результате остановки египетских программ будут сопоставимы с потерями туроператоров в 2011 году. «Несмотря на то, что в 2011 году мы досрочно вывозили туристов с территории Египта, а в этом – нет, нужно понимать, что туристов сейчас больше. Поэтому убытки сопоставимы», – рассказала Подгорная.


Напомним, в этом году на момент остановки продаж Египта там находилось около 50 тысяч туристов. Кстати, по информации представителя Ростуризма в Египте, за прошедшие с момента приостановки продаж почти две недели число их сократилось до 15 тысяч. Г-н Писаревский отметил, что отели пустеют, некоторые из них закрываются, а в тех, что еще работают, места зарубежных туристов занимают египтяне, приехавшие из Каира и других городов. При этом обстановка на курортах остается спокойной.


По словам Владимира Каганера, пока туроператоры могут предлагать вместо курортов Красного моря Турцию, все обстоит хорошо. А вот что будет в ноябре-декабре – непонятно. «Тех, кто хотел, мы безболезненно перебронировали в другие страны, в основном, Турцию. Сейчас проблемы найти замену Египту нет, так как до начала ноября выполняются полеты в Турцию. Хуже будет, когда закончатся турецкие программы, теплое лето в Европе, и Египет останется безальтернативным направлением», – рассказал Каганер. Анна Подгорная также отметила, что зимой альтернативы Египту нет.


Евгений Писаревский на это заметил, что Ростуризм обсуждает с Минтрансом возможность либерализации авиаперевозок на популярных зимних направлениях. «Заместитель министра Валерий Окулов сказал, что Минтранс готов собрать в экстренном порядке комиссию и предоставить перевозчикам новые допуски по тем направлениям, которые интересны туроператорам взамен Египта. Операторы пока не видят альтернативы, но, если ситуация продлится долго, ее все равно надо будет искать. Государство готово пойти навстречу и либерализовать некоторые направления для массовых туристических маршрутов, если они будут востребованы туроператорским сообществом», – заявил замглавы Ростуризма.


На прошлой неделе министр туризма Египта Хишам Заазуа призвал российское внешнеполитическое ведомство отозвать рекомендацию о нежелательности поездок для курортов Красного моря. Глава Ростуризма Александр Радьков отметил, что, пока обстановка в стране остается неспокойной, не может быть речи о возвращении российских туристов в Египет.


Отвечая на вопросы о потенциальных банкротствах на рынке после закрытия Египта, Анна Подгорная заметила, что нынешняя ситуация вряд ли повлечет за собой крах туроператоров, так как с Египтом работают только многопрофильные компании: «Но убытки все равно будут. Это неприятно, но мы к этому готовы. Так уж сложилась: что бы ни произошло – социальные волнения, погодные катаклизмы, – это риск туроператора, на него ложатся все убытки». Г-жа Подгорная пояснила, что при индивидуальном подходе удается решать проблемы возврата средств и замены туров так, чтобы ни турагентство, ни потребитель не понесли финансовых потерь.


Владимир Каганер заметил, что в подобных ситуациях туроператоры каждый раз оказываются в состоянии неопределенности: «Что мы должны предпринять? Четких рекомендаций нет. Должна быть более жесткая технология, как поступать каждому туроператору».


По словам Евгения Писаревского, для решения проблем правовой неопределенности Ростуризм рассматривает возможность «наделить элементами СРО объединение "Турпомощь"», чтобы оно могло определять правила работы со страховщиками и перевозчиками. Если эти правила будут опубликованы в печати, они будут представлять собой источник права. В любом процессе судья обязан будет руководствовать правилами, которые обязательны для участников рынка. Но насколько бизнес готов к этому? К сожалению, у всех есть свои картельные соглашения с перевозчиками, есть конкуренция. Но саморегулируемая организация могла бы устанавливать правила на рынке, причем у нас было бы не много СРО, как в строительстве, а потенциально одна организация", – заявил г-н Писаревский.


Напомним, что идея создания в туризме саморегулируемой организации рассматривалась во время подготовки изменений в отраслевой закон в 2012 году. РСТ тогда ее не поддержал.


Евгения Кареева, специально для RATA-news