Больше половины россиян вообще никуда не выезжают на отдых
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел мониторинг, посвященный итогам летнего сезона. Как показал опрос 1600 человек в 138 населенных пунктах различных регионов России, из года в год большая часть соотечественников проводит свой отпуск дома, и нынешнее лето исключением не стало. В этом году доля тех, кто оставался летом дома, не выезжая отдыхать даже за город или на дачу, составила 54%. Согласно результатам мониторинга последних лет, наблюдается рост популярности дачного отдыха: его выбирали 14% в 2008 году и уже 24% – в нынешнем.
Тем не менее, можно отметить и тенденцию увеличения туристического потока. Каждый пятый участник исследования (20%) сообщил, что летом ездил на отдых либо по России, либо за ее пределы. Этот показатель – один из самых высоких за последние восемь лет: в 2005 году объем турпотока был 15%.
Если говорить о конкретных туристических направлениях, то большинство россиян предпочитает культурно-познавательные туры по городам и селам России (9%), либо курорты Черноморского побережья (8%). Причем спрос на Краснодарский край значительно выше, чем, например, на курорты Крыма (1%).
Но если рынок внутреннего туризма не демонстрирует значительного подъема из года в год, то популярность стран дальнего зарубежья постепенно увеличивается: в 2005-2010 гг. рост был не более 3%, в этом году – 5%. Менее популярны страны бывшего СССР, провести свой отпуск в которых предпочитают 2% опрошенных.
У подавляющего большинства путешественников (89%) отдых оставляет положительные впечатления. А вот россияне, оставшиеся летом дома или выезжавшие только на дачу, оценивают отпуск менее позитивно, довольны лишь 45%.
53% «невыездных» никуда не едут, потому что у них нет такой возможности. Основные причины – личные жизненные обстоятельства: состояние здоровья, нехватка денег и т.д., об этом сообщают 35% опрошенных.
Среди тех, кто остался недоволен уровнем обслуживания на месте отдыха, более половины (55%) составили туристы, побывавшие в городах России и на Черноморском побережье страны, и только 27% путешественников, выезжавших за рубеж. Высокие цены – также более актуальная проблема именно для российских курортов, ее отметили 40% отдыхавших в стране и 30% выезжавших за границу.
Опрос показал, что этом году среднестатистический россиянин потратил на свой летний отдых 19415 руб. (из расчета на одного члена семьи), это на 15,8% больше прошлогоднего показателя. Средние расходы выезжавших на отдых – за рубеж или по России – составили 24736 руб. Для сравнения, год назад туристы в среднем тратили на отдых 21481 руб. – на 15% меньше. Впрочем, этот результат вполне закономерен, если учесть ежегодный рост цен на туры по большинству направлений.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»