Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5409

Турбизнесу необходимо продление отсрочки по обязательствам за несостоявшиеся туры

Отраслевые общественные организации намерены вновь обратиться к властным структурам с просьбой о продлении отсрочки для туроператоров по возврату средств за несостоявшиеся из-за пандемии туры до конца 2022 года.

«Разговор с правительством о продлении постановления № 1073 был еще перед началом летнего сезона. И тогда было предложено, в зависимости от итогов лета, вернуться к этой теме осенью, – рассказал директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. – Самое позднее в среду, 29 сентября, письма пойдут в правительство. Мы их согласовали в Российском союзе туриндустрии, на наблюдательном совете «Турпомощи» и с рядом других некоммерческих туристических организаций».

Предполагалось, что к 2022 году международный туризм будет практически восстановлен и большинство российских туристов отправятся на отдых в желанные страны. «Постановление как раз и было направлено на то, чтобы дать отсрочку на эти 1,5 года до нормализации эпидемиологической обстановки в мире. К сожалению, целые регионы до сих пор закрыты, например Юго-Восточная Азия, большинство стран Европы. И в оставшиеся до конца года месяцы ситуация вряд ли изменится», – пояснил г-н Осауленко. В этих обстоятельствах туристы будут обращаться в суд, а туркомпании – банкротиться. То есть уплаченные за туры деньги к туристам так и не вернутся.

«Обращаясь в правительство, мы отстаиваем интересы не только туроператоров, но и туристов. Потому что, если отсрочку не продлят, клиенты не получат ничего, кроме судебного решения. Если же постановление будет пролонгировано, то туристы смогут рассчитывать на то, что тур будет осуществлен без каких-либо доплат в течение 2022 года», – отметил глава «Турпомощи». Он также уточнил, что аналогичное постановление было принято по поводу авиакомпаний, но там отсрочка составила три года. «Себестоимость тура до 70% определяется авиаперевозкой. Но наши авиакомпании не торопятся компенсировать туроператорам те денежные средства, которыми были оплачены билеты и блоки мест», – напомнил Александр Осауленко.

Он сообщил также, что, по оценкам экспертов, от 25% до 50% туроператоров, занимающихся выездным туризмом, могут уйти с рынка, если не будет принято решение о продлении отсрочки выполнения обязательств перед туристами еще на год. «У нас почти 400 туркомпаний занимаются выездным туризмом, они есть в федеральном реестре туроператоров. Из них 70 – это те, которые занимаются китайским направлением. Они сохранили штат, офис, пользовались поддержкой правительства. И сегодня все эти 1,5 года пойдут насмарку, если не пролонгировать постановление об отсрочке. У нас есть монооператоры, которые могут работать на каком-то одном европейском направлении, закрытом на сегодняшний день. Когда туда пустят российских туристов – неизвестно», – сказал г-н Осауленко.

По его словам, как только некоторые страны возобновили прием российских туристов, вырос процент погашенных долгов перед путешественниками. «У нас было долгов на 50 млрд, а сегодня долги перед туристами за нереализованные туры составляют в пределах 5-7 млрд рублей. Туроператоры сегодня, к сожалению, перекрыть эти цифры не в состоянии из-за небольших объемов отправки туристов и соответствующей прибыли, которую они получают», – заявил он.

Операторы предвидят нехватку наземки при избытке перевозки в ОАЭ

Как показал опрос RATA-news, операторы не ждут заметных изменений в объемах перевозки после разрешения оперштаба с 5 октября ставить рейсы из Москвы в арабский эмират Шарджа с частотой три раза в неделю. С точки зрения туриста, все равно, куда прилетать – в Шарджу или Дубай.

«Возможность летать в Шарджу рассматривает «Аэрофлот», мы получили такой запрос от «России». Будет ли рейс пользоваться спросом – исключительно вопрос цены. Не думаю, что кто-то еще поставит туда рейсы», – полагает генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян. От добавил, что в Шардже хороший международный аэропорт с полноценным дьюти-фри, бизнес-залами и современными терминалами. В той же Рас-эль-Хайме, по его мнению, аэропорт по инфраструктуре в разы слабее.

«Шарджу неплохо спрашивают, это стабильное направление недалеко от Дубая, с бюджетным пляжным отдыхом и относительно недорогим размещением. Из регионов этот эмират берут хорошо. Большинство отелей уровня 2-3* там не хуже, а местами и лучше, чем аналогичные в Дубае. Но на Новый год Шарджу пока не покупают, в основном, бронируют пляжные «пятерки» в том же Дубае», – пояснил г-н Мурадян.

Руководитель PR-департамента компании «Анекс тур» Алена Хитрова подтвердила, что Шарджа востребована благодаря большому количеству бюджетных отелей. Спрос на ОАЭ в целом растет, эксперт связывает это с увеличением авиаперевозки и сезонностью. «Предлагаем туры в Шарджу с перелетом регулярными рейсами Air Arabia. В эмират летают также через аэропорты Дубая, куда у нас поставлены программы Azur Air на осенне-зимний сезон из девяти регионов, включая Дальний Восток. Недельный тур на двоих с перелетом Air Arabia в начале октября стоит от 93,5 тысяч рублей, проживание в «трешке» на завтраках. В ближайшее время добавим туры на рейсах Air Arabia на ноябрь и декабрь», – сообщила она.

Как отметила директор по маркетингу и продажам компании ClickVoyage Ирина Голубева, спрос на ОАЭ значительно увеличился, но глубины продаж по-прежнему нет. Востребованы осенние каникулы с заездами с 30 октября. «Мы уверены, что это даже не пик продаж каникулярных дат. Приходят единичные запросы на Новый год, и это настораживает. Британцы, например, привыкли бронировать вперед, номеров на новогодние каникулы все меньше, а российские клиенты пока не спешат», – говорит она.

В ClickVoyage по продажам лидируют отели на дубайских курортах Джумейра и Пальма. Но есть клиенты, которые рады сэкономить на перевозке, чтобы позволить себе более дорогой отель. «Этой осенью цены на перелет в Дубай вполне доступные. К примеру, год назад нормой был билет от 70 тысяч рублей, а сейчас Air Arabia предлагает перелет из Москвы от 31 тысячи рублей на ближайшие даты, это очень хорошая цена», – подчеркнула Ирина Голубева. Средний чек по ОАЭ остается на прошлогоднем уровне – $1,9 тыс. на человека, для сравнения в 2019 году средний чек был почти $1,5 тысячи.

В компании «Арт-Тур» отметили, что перелет в Шарджу дешевле, чем в Дубай и Абу-Даби. По точке прилета ситуация очень похоже на Москву – кому-то из жителей столицы удобно лететь из «Домодедово», другим из «Шереметьево» или «Внуково». «Время в пути от Шарджи до Дубая всего 30-40 минут, это не играет роли при выборе аэропорта», – сказал генеральный директор Дмитрий Арутюнов.

В «Арт-Тур» Эмираты спрашивают хорошо, последние две недели активно бронируют новогодние и ноябрьские праздники, есть немного заявок на период после Нового года. «Перевозки довольно много. Четыре раза в неделю в Шарджу летает Air Arabia, а в октябре будет уже шесть их рейсов. Emirates также объявила, что с середины октября увеличивает частоту с семи до десяти рейсов в неделю. С одной стороны, это хорошо, с другой – скоро упремся в нехватку размещения», – заметил г-н Арутюнов.

Артур Мурадян считает, что объем зимней перевозки на Эмираты становится избыточной: «Заявленная Azur Air программа очень большая. Практически все арабские перевозчики восстановили свои объемы. И все это на фоне фактически закончившихся мест в отелях. Не столкнется ли рынок с ценовыми войнами авиакомпаний на этом направлении, как уже бывало не раз, вот в чем вопрос».

Наталья Панферова, RATA-news

Люксовые отели в Петербурге отличились рекордной ценой и антирекордной заполняемостью

Средняя загрузка отелей в Санкт-Петербурге в мае-августе достигла 51%, вдвое превысив результат аналогичного периода прошлого года. В те же месяцы 2019 года гостиницы города были загружены на 86%.

При этом средний тариф (ADR) в этот период опередил уровни обоих предыдущих лет и достиг 10,8 тыс. руб., преимущественно благодаря высоким операционным результатам июня в отелях 5* – в люксовом и верхнем пределе высокого ценового сегмента. Средневзвешенный доход на доступный номер (RevPAR) за май-август составил 5,5 тыс. руб., что на 15% ниже показателя тех же месяцев 2019 года.

«Июнь стал единственным месяцем с начала года – и с высокой вероятностью таковым и останется, в котором в некоторых сегментах был зафиксирован рост показателя RevPAR к 2019 году: в люксовом он вырос на 14%, в верхнем пределе высокого – на 79%. Положительная динамика дохода на номер была характерна исключительно для гостиниц 5*», – говорит Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.

Операционные показатели брендированных гостиниц
Санкт-Петербурга в мае-августе


Летний сезон на гостиничном рынке Санкт-Петербурга был поддержан целым рядом дат и событий: длинные выходные в мае в отсутствие возможности выехать за границу привлекли в город внутренний туризм, в июне большое количество мероприятий дали городу как российских, так и зарубежных гостей. Пик туристического сезона в этом году ожидаемо сместился с традиционных июля-августа на май-июнь. В июне наблюдался значительный рост цен по сравнению с 2019 годом во всех сегментах, за исключением среднего, то есть отелях 3*.

Отдельно стоит отметить люксовый сегмент, который отличился одновременно рекордной ценой и антирекордным спросом: средняя стоимость за номер достигла этим летом максимума c 2006 года – 44,3 тыс. руб. Но загрузка оказалась минимальной за тот же период – 43%. Это если не считать 2020-й, когда этот показатель составил всего 20%.

В июне люксовые отели достигли абсолютного максимума в тарифе – 88 тыс. руб. против 54 тыс. руб. в 2019 году. «В начале лета наибольшее влияние оказал ПМЭФ, эффект которого был усилен сезоном белых ночей, «Алыми парусами» и, наконец, футбольными матчами чемпионата Европы. Рост среднего тарифа здесь скорее “искусственный” и вызван деформацией спроса, когда групповой туризм в городе отсутствует, в ограниченном объеме представлены только индивидуальные гости, которые, как правило, бронируют номера по самым высоким тарифам, – комментирует Яна Уханова. – Интересно, что в прошедшем июне люксовые отели Петербурга втрое опередили московские (88,6 тыс. руб. и 28,9 тыс. руб. соответственно), а в европейском контексте впервые сравнялись с роскошными отелями-дворцами Парижа».

Операционные показатели люксовых гостиниц Санкт-Петербурга в мае-августе


В то же время без учета люксовых отелей средневзвешенная загрузка брендированных объектов Санкт-Петербурга в мае-августе 2021 года составила 52% в сравнении с 27% годом ранее, а средневзвешенный тариф за этот период достиг 7 тыс. руб., увеличившись на 18% по сравнению с показателем 2019 года. RevPAR составил 3,7 тыс. руб., что на 29% ниже допандемийного уровня. Наблюдается очевидный прогресс, но с поправкой на кардинально другой профиль путешественников, к чему отели до сих пор адаптируются и ищут максимально продуктивные точки касания с «новым гостем».

«Структура спроса на гостиничном рынке Петербурга изменилась: были исключены сегменты MIСE, групповых путешественников и иностранных туристов. Но по итогам лета очевиден тренд “выздоровления” турпотока, правда, только в объемах внутреннего спроса, – замечает Ангелина Самадова, руководитель проектов департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – В новых условиях мы наблюдаем перераспределение потоков, и, как результат, рост индивидуального сегмента значительно превышает динамику во всех остальных. А туроператоры говорят об увеличении запросов на авторские туры».

ВЦИОМ отметил крайне низкий уровень удовлетворенности россиян своим отдыхом

ВЦИОМ представил данные опроса, посвященного итогам летнего отдыха. В нем принимали участие жители 80 регионов РФ из 500 городов и 100 сел, так что его результаты можно считать вполне репрезентативными.

Всего, по данным исследования, этим летом отдыхало три четверти россиян – 74% против 77% в 2020 году. 33% были на каникулах или в отпуске, но остались дома, 23% отдыхали на даче, 9% – в другом городе или селе России, 5% – на курортах Краснодарского края, 4% – в Крыму.

При этом 27% наших сограждан не отдыхали и не брали отпуск этим летом – в 2020 году таких было 21%. За рубеж смогли выехать на отдых лишь 2% против 8% в 2019 году.

В этом году россияне в среднем потратили на отдых 38,9 тыс. рублей из расчета на одного человека (+19% к предыдущему году), при этом в среднем планировали потратить около 40 тыс. рублей на человека. Этот уровень немного уступает 2019 году и соответствует показателям 2015-го.

Среди отдыхавших на курортах Краснодарского края 36% провели отдых в Сочи, 25% – в Адлере, 19% – в Анапе, 12% – в Геленджике.

Среди тех, кто провел отпуск в другом городе или селе в России, 9% отдыхали в Москве или Московской области, 7% – в Санкт-Петербурге или области, 5% – в Горно-Алтайске или Горном Алтае, 4% – в Нижнем Новгороде или Нижегородской области, а 3% – в Волгограде или Волгоградской области.

Те, кто отдыхал за границей, побывали в Абхазии ( 37%), в Турции (25%), на Кипре (7%), в Казахстане (5%), по 4% побывали в Армении и Белоруссии.

За последние пять лет 45% россиян ездили отдыхать в другие регионы России. 9% делали это несколько раз в год, 20% – один раз в год, а 16% – раз в два-три года или реже. Чаще всего они посещали Краснодарский край (31%), Республику Крым (9%) и Санкт-Петербург (5%).

Большинство79% россиян за последние пять лет не ездили за рубеж. При этом 3% ездили несколько раз в год, 8% – один раз в год, 10% – раз в два-три года или реже.

Почти треть (28%) россиян были вынуждены в этом году отказаться от летнего отдыха – чаще всего из-за того, что нет денег или упали доходы (22%), планам помешала эпидемия коронавируса (22%), помешало состояние здоровья (11%), личные или семейные обстоятельства (10%), а также работа или отсутствие отпуска (9%).

Три четверти (75%) остались довольны летним отдыхом,. Правда, год назад этот показатель составлял 90%, соответственно, выросло и число недовольных отдыхом – 23% против 10% в 2020 году.

Довольны летним отдыхом 93% тех, кто отдыхал в другом городе в России, 90% тех, кто отдыхал в Крыму, 89% отдыхавших за границей, 83% тех, кто отдыхал на курортах Краснодарского края. По данным ВЦИОМ, это самый низкий с 2013 года уровень удовлетворенности летним отдыхом среди россиян.

На отдыхе в России нашим согражданам больше всего понравились красивая природа, активный отдых, новые впечатления, хорошая погода и теплое, чистое море, а не понравились цены и отсутствие инфраструктуры. 30% жалуются на высокие цены на жилье, продукты и билеты, 10% – на неразвитость городов (отсутствие инфраструктуры), 9% – на плохой сервис; 8% – на введение ограничений, связанных с коронавирусом, 6% – на грязные пляжи.

Траты россиян за рубежом не дотягивают даже до прошлогодних

Расходы на выездной туризм так и не вернулись на допандемийный уровень. По подсчетам экспертов, минувшим летом российские туристы потратили за рубежом лишь 17,4% от уровня 2019 года. По итогам года траты россиян за границей будут даже ниже прошлогодних показателей на 8-13%.

По данным исследования лаборатории «СберИндекс» и сервиса OneTwoTrip, этим летом российские туристы потратили за рубежом $2,3 млрд. Это почти на 70% выше уровня 2020 года. Однако в разы меньше, чем в 2019 году, – тогда в заграничных поездках россияне оставили более $13 млрд.

Как пишет РБК, ссылаясь на экспертов, наибольший рывок по популярности у россиян этим летом совершили Сейшельские острова. В июне-августе туристы потратили там в 36 раз больше, чем за тот же период прошлого года. Ключевым фактором, который позволил радикально увеличить турпоток на этом направлении, стало одобрение вакцины «Спутник V».

В то же время авторы отмечают, что российский препарат признают почти все страны, которые вошли в десятку по росту расходов российских туристов. Среди них Мальдивы (рост трат в 11 раз по сравнению с 2020 годом), Греция (в 8 раз), Хорватия (в 6,3 раза), Куба (в 6 раз), Кипр (в 5,8 раза), Мексика (в 5 раз), Объединенные Арабские Эмираты (в 4,6 раза), Черногория и Египет (в обеих – в 3,4 раза).

Больше всего этим летом россияне потратили в таких странах:

Турция – $351 млн
Белоруссия – $242,8 млн
Украина – $146,2 млн
Италия – $119,8 млн
Казахстан – $117,1 млн
Кипр – $90,9 млн
США – $85,8 млн
Греция – $80,1 млн
Армения – $78,8 млн
Германия – $75,2 млн

Кроме того, как отмечают исследователи, есть несколько некогда популярных направлений, куда турпоток в 2021 году продолжил сокращаться, причем быстро. «Траты россиян в Индонезии прошедшим летом были на треть ниже и без того скромных показателей 2020 года, в Китае – на 51,3%, в Таиланде – на 62,8%», – отмечается в исследовании.

По итогам 2021 года траты россиян за рубежом будут даже ниже прошлогодних показателей на 8-13%. «По самым оптимистичным оценкам, импорт туристических услуг не превысит $9 млрд, и это предполагает очень активный декабрь. В качестве основного сценария мы ожидаем показатель на уровне $7,97 млрд. На это указывают и наши данные, и оперативная статистика Банка России», – говорят эксперты.

Топ-менеджеры «TUI Россия» вошли в рейтинг лучших в стране

В «Топ-1000 российских менеджеров» вошли представители TUI Россия, курорта Красная Поляна и отельных сетей.

27 сентября опубликован рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров». Это проект Ассоциации менеджеров и «Коммерсанта», который публикуется ежегодно в течение 22 лет. Туроператоры в нем участвовали впервые. Компании, работающие в туристической отрасли, представлены в сегменте «Сервис». Дебют оказался успешным и сразу три топ-менеджера туроператора «TUI Россия» названы в числе лучших.

В «Топ-1000» вошли генеральный директор компании Тарас Демура, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «Александр Сирченко», коммерческий директор Владимир Рубцов.

Также из турбизнеса в рейтинг вошли два топ-менеджера курорта Красная Поляна и три представителя отельных сетей.

В основе методики составления рейтинга лежит принцип «лучшие выбирают лучших», когда сами номинанты голосуют за других номинантов, выдвинутых в своих компетенциях – высшие руководители, финансовые директора, коммерческие директора и другие.

«Мультитур»: старт продаж на 2022 год в сетях «Ателика», «Дивный мир» и «Санвиль»

Компания «Мультитур» объявляет о старте продаж на 2022 год в сетях отелей «Ателика», «Дивный мир» и «Санвиль». Только сейчас эксклюзивные, самые низкие цены на старте раннего бронирования!

Уже открыто бронирование на отели:

- «Дивный мир Капкана Бэй» 4* (Краснодарский край, Анапа, Витязево);

- «Ателика Гранд Меридиан» 3* (Краснодарский край, Анапа, Витязево);

- «Ателика Гранд Оазис» 3* (Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал);

«Ателика Горизонт Судак» 2* (Крым, Судак);

- «Ателика Восход» 2* (Крым, Алушта);

- «Ателика Карасан» 2* (Крым, Алушта, Партенит);

- «Дивный мир Вилла Карасан» 4* (Крым, Алушта, Партенит);

- «Дивный мир Золотой песок» 3* (Крым, Феодосия);

- «Санвиль Золотой пляж» 2* (Крым, Феодосия).


Все отели ориентированы на семейный отдых с детьми.

Ознакомиться с описанием отелей и забронировать можно здесь.

Обратите внимание – в отелях действует динамическое ценообразование, и чем раньше вы забронируете путевку, тем ее стоимость, как правило, будет ниже.

По данным тарифам в течение 5 дней можно оплатить только 50% от стоимости бронирования, а оставшиеся 50% – за две недели до заезда.

Спешите забронировать, таких цен больше не будет!

«Мультитур»: 8 (495) 009-009-1, operator@multitour.ru

www.multitour.ru

Отдых на Хийумаа – для романтиков и гурманов

Любимый серферами, моряками, туристами и поклонниками отдыха на природе остров Хийумаа – райский уголок для тех, кто ищет тишины, покоя и уединения.

Хийумаа – второй по величине остров Эстонии. Он больше Мальты, Ибицы и Минорки и у него богатая история. Первые поселенцы добрались сюда 7 тыс. лет назад. В 1563-1721 годах остров принадлежал Швеции, а в 1721 году вместе со всеми его жителями отошёл к России, победившей в Северной войне.

Чтобы познакомиться с историей острова подробнее, стоит посетить Музей хутор Soera, где представлено типичное хийумааское хозяйство XIX века.


Гордость Военного музея – коллекция береговых защитных артиллерийских орудий, а во внешней экспозиции есть бронетранспортеры, машины ЗИЛ, морские мины, противотанковое орудие и многое другое. Один из самых новых и современных музеев, который придется по вкусу детям – центр впечатлений Tuuletorn. Здесь можно увидеть подводный мир Хийумаа, самому управлять погодой и покорить хийумааские вершины на самом высоком (20 м) в странах Балтии скалодроме.


Хийумаа – остров бесконечных пляжей. Он входит в список туристических направлений 2020 Sustainable Top100 и отмечен как успешный пример устойчивого туризма.

Пляж Тырванина известен своим белым «поющим» песком. На пляже Луйдья есть четыре площадки для игры в волейбол. Пляж Ристна – обитель серфингистов. На полуострове Кассари находится одно из самых романтических мест Эстонии – коса Сяэре, которая является настоящим эльдорадо для орнитологов.

Крупнейшая в Эстонии территория, покрытая песками, тоже находится на Хийумаа. В заповеднике Пихла-Кайбальди, посреди красивого соснового леса, находится поле с открытыми песками в форме полумесяца.


Хийумаа – остров музыки, известный великими композиторами. Основоположник эстонской классической музыки Рудольф Тобиас родился на Хийумаа. Его дом сейчас стал популярным музеем.

На острове проводится множество захватывающих музыкальных фестивалей, которые придутся по вкусу поклонникам самых разных направлений. Проводятся они в лесу или на берегу моря под открытым небом. Фестиваль Hiiu Folk – это семейный фестиваль фолк-музыки, который объединяет местных и иностранных артистов. Фестиваль Soru Saund предлагает окунуться в ритмы хауса, техно и поп-музыки. Фестиваль Пюхалепа проходит в одноименной церкви с прекрасной акустикой и посвящен классической и старинной музыке. Soru Jazz – это летний джазовый фестиваль.

При поддержке Европейского фонда регионального развития.

Продлен прием заявок из Сибири и Дальнего Востока на соискание премии Russian Event Awards

Прием заявок для участия проектов из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в национальной премии Russian Event Awards 2021 продлен до 8 октября. Финальные мероприятия этого этапа состоятся в Улан-Удэ в гибридном формате.

Оценка проектов будет осуществлена заочно, обратная связь от членов Экспертного совета и объявление списка финалистов состоится в формате прямой трансляции из Улан-Удэ.

К участию приглашаются организаторы событий регионального и федерального уровня – авторы или авторские коллективы из числа государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

Претендентам необходимо зарегистрироваться и разместить конкурсные материалы на сайте.

С вопросами обращайтесь:

- Вероника Косых, исполнительный директор премии, kosyh_veronika@mail.ru 

- Олеся Кропотухина, прием заявок, olkropotukhina97@mail.ru 

+7 (904) 212-07-18

Курорт Красная Поляна получил награду за развитие экологического туризма

Награду «За развитие экологического туризма» курорт Красная Поляна получил на торжественной церемонии, приуроченной к Всемирному дню туризма. Представители городской администрации отметили лучших представителей санаторно-курортной и туристической отраслей.

Для Красной Поляны, которая уделяет много внимания развитию устойчивого туризма на российском рынке, награда за работу в направлении экотуризма – особенное достижение. Усилия по развитию сети экологических троп и снижению воздействия отелей на окружающую среду сделали курорт одним из флагманов сегмента устойчивого туризма на природных территориях.


Директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию Лев Шагаров заметил, что с каждым годом экологический туризм становится всё более востребованным в России. «Нам важно, чтобы каждый гость, выбирая курорт Красная Поляна, был уверен, что его отдых оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, – сказал он. – Следуя стратегии устойчивого развития курорта, мы бережно расходуем ресурсы, ответственно обращаемся с отходами, заботимся о сохранении биоразнообразия и всесторонне занимаемся экологическим просвещением».

Курорт Красная Поляна за прошедший год оборудовал все экологические тропы стендами и указателями с интересной информацией о природе и истории Красной Поляны, трансформировал многие бизнес-процессы, сделав их безопасными для окружающей среды, и обрёл в лице сотрудников и гостей большое количество единомышленников. По словам Льва Шагарова, работа курорта по созданию устойчивых турпродуктов будет продолжена.

А чего такого вкусного в Самарской области?

Завершаем рассказ о поездке корреспондента на «Жигулевские выходные» – брендовый маршрут по Самарской области, разработанный тольяттинской туристической компанией «Пилигрим».

Основатель самарского пивоваренного завода Фон Вакано никогда не варил Жигулевского, его фирменное пиво носило название Венское. Но новая власть, национализировав завод, посчитала имя непатриотичным и назвала его Жигулевским, а рецепт понравившегося напитка передала еще в 700 пивоварен по всей стране. Увы, бренд «Жигулевское» до сих пор не могут зарегистрировать на Самарском заводе… А что с рецептом сделали в остальных пивоварнях, трудно сказать. Потому что подлинное самарское «Жигулевское» – пиво очень достойное, и вкус его явно не похож на то, что мы покупаем в магазинах под маркой «Жигулевское» или «Жигули». В этом можно убедиться на дегустации на Жигулевском пивоваренном заводе, где предложат и другие сорта пенного напитка.


Лишь в самарских магазинах и фирменном баре «На дне» можно отведать оригинальное пиво местного завода – странно, что в крупные торговые сети оно почти не попадает. В других городах его можно купить опять же в фирменных магазинах завода. Если есть такая возможность, обязательно попробуйте!


Второй по значимости самарский гастробренд – рыба! Окунь, щука, лещ, густера, язь, судак, чехонь, жерех, плотва, сом, сазан, голавль… Да разве всех перечислишь: в здешних водах 50 видов рыбы!

В июне в Тольятти проходит гастрономический фестиваль «Рыба моя». Команды поваров – и профессионалы, и любители – готовят самые разнообразные блюда. А потом все это съедается гостями – вот такой праздник желудка!

В Самарской области рыбу вяленую, свежую, копченую можно купить во многих магазинах, и везде во всех видах она хороша!

Фестиваль, посвященный сызранской помидоре, проходит в августе, в пик сбора урожая. Чего только из нее не готовят: салаты, пирожные, настойки, даже добавляют в хлеб. А без свежих помидорок в сезон и без варенья, сваренного из них по особой рецептуре, из Сызрани не уезжает ни один гость.



«Жигулевская вишня» – тоже августовский праздник, проходит он в селе Ширяево, где почти в каждом саду местные жители выращивают особый сорт – бещевскую вишню, названную по имени селекционера Алексея Бещева. Эта вишня растет на местных известняках – деревца маленькие, но сплошь усеянные крупными сочными плодами. Пироги с бещевской вишней – настоящее кулинарное удовольствие!

А сам праздник, посвященный ягоде, включает и кулинарные соревнования, и мастер-классы, и народные забавы, и спортивные состязания. Это один из самых популярных фестивалей в Поволжье.

Элеонора Арефьева, специально для RATA-news
Фото автора и Николая Шестаева