Travelport с 18 января

Московские гостиницы среднего сегмента наиболее стабильны и предсказуемы

Гостиничный рынок столицы констатирует постепенное возвращение деловой активности. Санкции оказали двоякое влияние на бизнес: с одной стороны, значительно сократился спрос из Европы и США, с другой – появились новые сегменты спроса, в том числе внутренний деловой туризм и состоятельные путешественники из регионов России. Плюс – туристические группы из Китая. Компания JLL представляет обзор рынка качественных отелей Москвы по итогам трех кварталов 2015 года, основываясь на данных STR Global.

Средняя загрузка качественных гостиниц Москвы по итогам девяти месяцев выросла по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 4 п.п. – до 68,8%. «Часть “нового” спроса более чувствительна к бюджету, что оказывает давление на тарифы, – комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – В целом по итогам января-сентября зафиксировано незначительное снижение показателя ADR (средний тариф) – на 0,1%, или всего 4 руб. – до 7,6 тыс. руб. После года работы в ситуации слабого рубля и опираясь на опыт кризиса 2008-2009 годов, отельеры научились лучше управлять затратами. Многие гостиницы локализовали закупки; практически все объекты с долговой нагрузкой перевели кредиты из валюты в рубли. Если рассматривать операционные показатели гостиниц Москвы в рублях, можно говорить о сильных результатах рынка за девять месяцев, особенно в части RevPAR (доходность на номер): средний показатель вырос по итогам трех кварталов на 8,2% – до 5,2 тыс. руб.».

С начала года в городе открылись «Marriott Новый Арбат» (234 номера) и StandArt Hotel на Пушкинской (105 номеров) в верхней части ценового диапазона, а также «Ibis Динамо» (317 номеров) в среднем сегменте. Помимо этого в среднем сегменте до конца года заявлено открытие Hampton by Hilton (214 номеров).

 

Люксовый сегмент (Luxury). Позитивная динамика показателей загрузки и среднего тарифа, зафиксированная в этом сегменте летом, продолжилась и осенью. В сентябре заполняемость люксовых отелей достигла максимума с 2007 года (85%), что привело к рекорду и за третий квартал в целом – 73%. По итогам первых трех кварталов года загрузка была также на очень неплохом уровне – 64%.

Средний тариф за первые девять месяцев превысил 14,7 тыс. руб., это наивысший показатель с 2008 года. В результате RevPAR за тот же период вырос на 18% – до 9,4 тыс. руб. Такая динамика, очевидно, объясняется ростом спроса на люксовые отели со стороны туристов, оплачивающих проживание в валюте: им стали доступны даже самые дорогие гостиницы. Помимо этого, показатели в сегменте поддерживает высокий спрос со стороны бизнесменов, а также увеличение числа обеспеченных туристов из регионов России.

Показатели гостиниц сегмента люкс

январь-сентябрь 2015

 

Верхний предел верхнего сегмента (Upper Upscale). Несмотря на небольшое снижение среднего тарифа (на 2%), отели этого сегмента смогли увеличить показатель RevPAR на 6% – почти до 5,9 тыс. рублей благодаря росту загрузки на 9% по итогам трех кварталов года.

«По всей видимости, отелям пришлось снижать цены, чтобы качественный спрос не ушел в гостиницы более высокой категории, а более чувствительный к цене – в бюджетные. Кроме того на среднюю цену в этом сегменте, очевидно, влияет и появление нового брендированного номерного фонда, пытающегося отвоевать свою долю рынка, – комментирует Татьяна Веллер. – Традиционно четвертый квартал в сегменте отличается достаточно высоким средним тарифом, а динамика показателя загрузки начинается замедляться».

 

Показатели гостиниц верхнего предела верхнего сегмента

январь-сентябрь 2015

 

Верхний сегмент (Upscale). В нынешних рыночных условиях верхний сегмент ощущает серьезное давление на тарифы, становится сложнее удерживать цены. Загрузка по итогам третьего квартала достигла рекордного с 2003 года результата (78,8%) и увеличилась за три квартала в целом на 69%. Но снижение тарифов на 400 руб. привело к падению RevPAR на 200 руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Текущий показатель доходности на номер в сегменте (3,9 тыс. руб.) – самый низкий с 2011 года.

 

 

Показатели гостиниц верхнего сегмента

январь-сентябрь 2015

 

Верхний предел среднего сегмента (Upper Midscale). Гостиницы этого сегмента в сфокусировались на заполнении номеров: показатель загрузки достиг рекордного уровня с 2004 года – 85% за третий квартал и 74,9% за три квартала в целом. Но в ситуации высокой зависимости от группового спроса, обычно чувствительного к цене, отельеры для привлечения клиентов понижали стоимость услуг. Средний тариф опустился до минимального уровня с 2005 года – 4,8 тыс. руб. по итогам трех кварталов. В результате доходность на номер с трудом достигла уровня третьего квартала (3,7 тыс. руб.) и девяти месяцев (3,6 тыс. руб.) прошлого года. Основной проблемой станет возможность трансформировать загрузку в выручку в следующем году, считает Татьяна Веллер.

 

Показатели гостиниц верхнего предела среднего сегмента

январь-сентябрь 2015

 

Средний сегмент (Midscale). Гостиницы среднего сегмента, управляемые как международными операторами, так и локальными игроками, занимают основную долю на рынке – на них приходится треть от всего объема качественных отелей в Москве. «Безусловно, иногда они проигрывают еще более дешевым отелям “советского” типа, но забирают групповой и бюджетный спрос из более высоких сегментов, – говорит Татьяна Веллер. – Любопытно, что в этом сегменте наблюдались наименьшие колебания операционных показателей – в пределах 1 п.п. в загрузке и 200 руб. в среднем тарифе – и в третьем квартале, и за весь период с начала года. То есть гостиницы среднего сегмента наиболее стабильны и предсказуемы с точки зрения денежного потока.

 

Показатели гостиниц среднего сегмента

январь-сентябрь 2015