Иностранцы, привитые не «Спутником V», не получат QR-коды в Москве
Вчера туроператоры по въездному туризму получили разъяснение московских властей, согласно которому получить QR-код могут те, кто переболел и имеет отметку на портале ЕМИАС или сделал прививку вакциной, зарегистрированной в России. Соответственно иностранные туристы, привитые не «Спутником V», в этот список не попадают. Им остается один вариант: делать ПЦР-тест, который действует 72 часа и должен быть внесен в ЕМИАС.
Напомним, в Москве с 8 ноября вводятся QR-коды для посещения культурных, спортивных и массовых мероприятий численностью более 500 человек. В театры и музеи также будут пускать с QR-кодом. При этом, как заметил мэр Москвы Сергей Собянин, вводить систему QR-кодов необходимо минимум на полгода, а не на короткие периоды.
Для принимающих туроператоров информация стала настоящим шоком. «Получается, если туристы приехали на 10 дней, им надо будет трижды сделать ПЦР-тест. Каждый обходится в 2700 рублей. Очевидно, что эти расходы нам придется взять на себя. Но дело не только в деньгах, но и в затрате времени, усилий, полном переписывании программ, потому что ограничения буквально кругом. Мы сейчас обсуждаем с партнерами, готовы ли их туристы ехать к нам на таких условиях», – сказали RATA-news в одной из компаний.
Операторы также опасаются, что Москву, а, возможно, и всю страну ждет жесткий «петербургский» сценарий. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский недавно заявил, что иностранные граждане, привитые зарубежной вакциной, не смогут посещать музеи, театры и рестораны, когда в них будет запущена система QR-кодов. И теперь то же относится уже и к Москве, а, возможно, и к другим регионам. Вообще однозначных ответов нет: каждый регион и даже каждый объект самостоятельно интерпретирует новые правила, говорят в турфирмах.
«Для нас это серьезный удар. Мы так радовались, что в нынешней непростой ситуации въездной поток, хоть и слабый, но стабилизировался. Туристы готовы ехать. И тут вдруг эти требования. Долго думали, что делать и поняли, что другого выхода, как каждые три дня делать туристам ПЦР-тест, приглашая специалистов прямо в гостиницу, у нас нет», – сказала гендиректор компании «Тари-Тур» Марина Левченко.
Непонятно также, какие ограничения будут в регионах. «Тари-Тур» ждет в ближайшее время группу японцев, которые хотят поехать на чемпионат России по фигурному катанию в Сочи. «Они уже произвели доплату, но пустят ли их на соревнования, мы не знаем. Ждем ответа от Федерации фигурного катания», – сказала собеседница.
Парадокс ситуации в том, что все иностранные туристы едут к нам уже вакцинированные, со своим QR-кодом. Более того, как правило, это граждане стран, в которых эпидемиологическая ситуация гораздо лучше, чем у нас.
«И совершенно непонятно, почему мы не можем признать их QR-код, ведь главное, что люди уже привиты. Мы недавно были на Pow-Wow, крупнейшей туристической выставке в США, и там наш «спутниковский» QR-код благополучно считывался и служил таким же пропуском, как и все другие. И это несмотря на непризнание в США самой вакцины. Приоритетен факт прививки», – пояснила г-жа Левченко.
Очевидно, что с новыми требованиями ждать оживления въездного потока в Россию не приходится. А жаль, говорит г-жа Левченко, потому что, пусть и не поток, а небольшой ручеек, последние месяцы был и позволял турбизнесу держаться на плаву.
«Туристов, конечно, немного, по сравнению с допандемийными временами. В основном это гости из Арабских Эмиратов, Катара, Индии – группами по 5-6 человек. Есть группы из Турции, они более многочисленные», – рассказала г-жа Левченко.
В «Интуристе» RATA-news сообщили, что компания принимает туристов также, в основном, из Индии, ОАЭ и стран Европы, с которыми возобновлены авиасообщение и выдача виз. Больше едут индивидуалы и мини-группы, например, семьи.
По словам гендиректора «Тройки» Антона Соловьева, европейских туристов, которых традиционно принимал оператор, сейчас практически нет, поэтому компания сделала акцент на работе с экспатами. Это небольшой рынок, по некоторым оценкам, до пандемии их насчитывалось в Москве примерно 20 тысяч. Сколько сейчас, сказать трудно. Но, помимо самих иностранцев, работающих в Москве, есть еще их друзья, гости, например, из США, Германии.
По запросам, направлениям и сезонности этот вид туризма полностью совпадает с внутренним. Экспаты, как и россияне, хотят на выходные выбраться на природу или в ближайшие города. И делают это, как правило, самостоятельно, а к туроператору идут за сложными программами – на Байкал, по странам СНГ. И эти туристы, по словам г-на Соловьева, также сталкиваются с невозможностью получить российский QR-код.
«Иностранных туристов в Москве немного. У нас гости, в основном, из Саудовской Аравии, Бахрейна. Сейчас две группы по 60 человек, плюс еще одна – 30 человек. Есть также индивидуалы. И, конечно, с новыми требованиями мы получили серьезные проблемы, программы приходится менять буквально с колес. Но настроение рабочее, главное, что туристы вообще есть», – говорит гендиректор компании «Свой-ТС» Сергей Войтович.
Оживление на въездном рынке почувствовали также московские гостиницы. «В этом году много туристов из арабских стран. Поездки в Россию оказались для них выгодными, они приезжают с долларами, а тратят рубли. Разница впечатляет, – сказала RATA-news руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. – Сначала ехали осторожно, опасаясь ковида, но, видимо, сработало сарафанное радио, и в июле-августе и в начале сентября их присутствие было уже в гостиницах заметно. Они во многом способствовали повышению среднего чека».
По ее словам, загрузка московских гостиниц 3-4* в сентябре составила 81%, а в среднем по рынку – 72%. Это очень неплохой показатель при закрытых границах, отмене практически всех корпоративных и деловых мероприятий. «Тем не менее, говорить о каком-то серьезном въездном турпотоке не приходится. Он составляет не более 5% от допандемийного объема», – подытожила г-жа Смирнова.
Светлана Ставцева, RATA-news