Travelport с 18 января

Барнаул не оправдал «чартерных» ожиданий

Из пяти направлений с прямым вылетом из Барнаула, предложенных рынку накануне зимнего сезона, после Нового года останется только одно – Бангкок. Все чартеры в Шарм-эль-Шейх и на Пхукет были отменены еще в октябре, до начала полетов. Одновременно «под нож» пошла одна из цепочек в Бангкок, а чуть позже, после выполнения нескольких рейсов, Хургада. С января 2012 год единственный работающий в регионе оператор – «Пегас Туристик» – свернет и прямую программу в Санью.

Зимний выездной сезон в столице Алтайского края мог бы стать рекордным – турагентствам региона было предложено заполнить около 20 тысяч кресел, вдове больше чем в прошлом зимнем сезоне. Три направления – Пхукет, Санья и Хургада – были заявлены впервые. Делая прогнозы, региональные специалисты разделились на два лагеря: одни давали программам шанс, другие не верили в их выполнение. В итоге пессимисты победили.

Генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная призналась корреспонденту RATA-news, что «Барнаул не оправдал ожиданий». «Причин – целый комплекс: беспорядки в Египте, наводнение в Таиланде, неуверенность агентств в том, что мы полетим, – сказала г-жа Подгорная. – Последняя – это замкнутый круг: если не продавать туры, очевидно, что рейсы не заполнятся. Отправлять их полупустыми – недопустимая роскошь». Полетные планы в итоге сокращены более чем вдвое, в сухом остатке около 6000 кресел – даже меньше, чем в прошлом зимнем сезоне.

И если «Пегас», отменяя чартеры, пытается избежать убытков, то в агентствах их уже подсчитывают: многие из них успели забронировать путевки на отмененные рейсы и в итоге были вынуждены искать для клиентов альтернативные варианты, на что туристы не всегда реагировали адекватно, или возвращать деньги вместе с честно отработанной комиссией. «У нас спрос на все программы был хороший, – сказала RATA-news директор агентства «Пятница» Людмила Иванова. – Снятия всех рейсов на Пхукет мы вообще не ожидали – направление очень востребовано».

Агенты считают, что к отмене программ привели причины, негативное влияние которых оператор мог предвидеть. Во-первых, туристы уже привыкли летать на тот же Пхукет из Новосибирска – от Барнаула до «Толмачево» чуть более 200 километров. «Часть клиентов сознательно выбирают этот вариант, потому что их не устраивает барнаульский аэропорт, – говорит директор по туризму барнаульского агентства путешествий «Пять звезд» Юлия Сибирцева. – Кроме того, в соседнем регионе шире представлены операторы, больше вылетов и вариантов по продолжительности отдыха».

Во-вторых, агенты признаются, что многие действительно опасались бронировать прямые программы, особенно египетские, полагая, что рейсы снимут. В-третьих, не все оказались готовы осваивать и продавать новинки. «Развитию рынка мешает некомпетентность агентств, – считает директор одного из барнаульских офисов продаж «Пегас Туристик» Егор Павлов. – В ознакомительный тур на Хайнань полетели всего 12 человек. Из них один сотрудник «Пегас-Барнаул», два человека из Тюмени, по одному из Новокузнецка и Томска – априори те, кто не будут грузить барнаульский рейс. Остается семь из 160 действующих в Барнауле агентств! Это говорит о слабости агентского рынка: абсолютное большинство не готово к затратам на обучение. Поэтому менеджеры, не зная направлений, начинают переориентировать клиентов на ту же Паттайю».

Среди других причин «барнаульского провала» – изначально завышенные планы, а также выжидательная позиция туристов, многие из которых предпочитает летать на отдых по самым горящим ценам. Мнения оператора и розницы полностью совпали по одному пункту: развитию рынка выездных перевозок в этом сезоне мешает негативный информационный фон вокруг большинства популярных направлений. «На каждом канале страшилки про заграницу, – говорит Егор Павлов. – Никогда не думал, что люди так зависимы от “ящика”».

Ставить крест на Барнауле, оставляя здесь только «дешевую Паттайю», туроператор не планирует. «Мы все равно будем предлагать новинки, пытаться раскачать этот рынок», – говорит Анна Подгорная. Агенты считают, что замкнутый круг должен разорвать именно оператор: увеличивать перевозку не сразу на 100%, а понемногу, либо по новым направлениям какое-то время летать в минус, пока туристы и агенты не поверят, что все заявленные рейсы состоятся.

Кстати, после сокращения программ, выяснилось, что спрос превышает предложение: в расписание уже добавлен дополнительный рейс в Бангкок. «Для многих туристов удобство вылета из Барнаула имеет решающее значение, поэтому смысл в развитии прямых направлений есть», – считает Людмила Иванова.

 

Анна Вальцева, специально для RATA-news