Калуга

Ледяной дождь на наши головы

Поразительную неготовность к внештатным ситуациям продемонстрировали за последние дни оба основных столичных аэропорта. В «Домодедово» сбои были обусловлены, главным образом, отключением аэропорта от внешних источников электроснабжения. Причиной хаоса в «Шереметьево» стало обледенение. Помимо непогоды проблемы связаны с резко выросшим в выходные потоком пассажиров, начавших отправляться за рубеж на праздники. В сравнении с прошлым Новым годом он, по прогнозам, должен вырасти на 30-40%.

В результате отключения электричества аэропорт Домодедово задержал к утру понедельника более 105 рейсов. В здании аэровокзала скопились тысячи людей, не работало большинство стоек регистрации, багажных транспортеров, половина здания была погружена во тьму. Но главной проблемой для пассажиров, как сообщает портал «Интерфакс-Туризм», стало отсутствие информации. Табло не работало, объявления не слышны, нет сотовой связи и интернета. Пассажиров регистрировали и отправляли в накопители, где они ждали вылета рейсов. Положенного горячего питания и воды большинство пассажиров не получали – вопреки бодрым рапортам аэропортов. Вчера генеральный директор аэропорта Вячеслав Некрасов обратился к руководству Московской области, Минтранса и МЧС с просьбой помочь восстановить электроснабжение аэропорта – к 17 часам он получал менее половины необходимого количества энергии.

В «Шереметьево» особенно тяжелой ситуация оказалась в терминале D, откуда вылетают рейсы «Аэрофлота». По слухам, задержки рейсов были связаны с нехваткой антиобледенительных реагентов, но аэропорт вчера постоянно опровергал эту версию. Вчера вечером пресс-служба «Шереметьево» сообщила, что рейсы всех обслуживаемых здесь авиакомпаний выполняются по центральному расписанию, кроме «Аэрофлота». Основная проблема также в недостатке информации. Пассажиры, некоторые из которых сидят в «Шереметьево» с 25 декабря, не знают, когда вылетят их рейсы. Воды и питания им не предоставляют, по талонам, которые раздают авиакомпании, еду получить невозможно. По нашей информации, туристы, которые должны были в воскресенье утром вылететь чартером «Аэрофлота» в Зальцбург, до вчерашнего вечера сидели в накопителе. Многие уже хотели отказаться от рейса, но выйти не могли. Когда некоторые стали проявлять недовольство, им пригрозили ОМОНом. Часть туристов оказались заперты в самолетах. Например, более 8 часов провели в воскресенье пассажиры на борту аэробуса Air France.

Генеральный директор «Шереметьево» Михаил Василенко в своем блоге в «Живом журнале» объяснил, с чем связаны проблемы аэропорта: «Основные задержки связаны с увеличением времени на очистку самолетов ото льда. Это сложная процедура, которая осуществляется в два этапа: сначала обработка одной жидкостью, чтобы очистить фюзеляж, затем второй, чтобы предотвратить последующее обледенение. В обычном режиме эта процедура занимает 20 мин, сейчас – более полутора часов. При этом аэропортовая техника ведь тоже обледеневает и ее нужно чистить. Мы принимаем и отправляем не только «свои» самолеты, но и воздушные суда, которые не смогли принять другие московские аэропорты. Многие рейсы не смогли вовремя прилететь из-за метеоусловий в аэропортах вылета. Для авиакомпаний очень трудно точно спрогнозировать время вылета рейсов. Они не могут сформировать свое расписание. Из-за этого мы сейчас не можем оперативно оповещать наших пассажиров об изменениях в расписании».

Но о некоторых проблемах ни аэропорты, ни авиакомпании даже не упоминают. Вот что рассказал RATA-news генеральный директор компании «Асент Трэвел» Игорь Козлов: «Представители авиакомпаний говорят об огромных проблемах с багажом. В «Домодедово» из-за того, что не работает транспортная лента, грузить чемоданы приходится вручную, да еще и практически в темноте. Грузчиков катастрофически не хватает, так как с внедрением автоматики их в штате аэропорта осталось немного. Поэтому вылеты самолетов задерживаются еще и по причине незагрузки пассажирского багажа. Время уходит, пропадает выделенное борту окно. Поскольку происходит это не с одним самолетом, а с несколькими одновременно, то одна «багажная» задержка накладывается на другую, проблема нарастает как снежный ком – и воцаряется хаос. Уже известны случаи, когда туристы, направляющиеся на горнолыжные курорты, по прибытии не получили свой багаж, включая лыжи».

По информации Игоря Козлова, аэропорт «Домодедово» старался в первую очередь отправить прибывший самолет иностранной авиакомпании, затем выпускал дальнемагистральные рейсы и только потом приходил черед ранее задержанных. На стойках регистрировали всех подряд, не соблюдая номера рейсов, лишь бы пассажиры летели в одном направлении. Это приводило к тому, что стали обнаруживаться люди, которым не хватило места в том самолете, куда у них выписан билет.

Неразберихи добавляет и несогласованность в действиях авиакомпаний – у каждой своя политика, которая никак не стыкуется с решениями других. Поэтому точного времени, а порой и даты вылета не знает никто из официальных лиц аэропорта. «Информацию мы часто получаем от туристов, которые прошли регистрацию и находятся в нейтральной зоне, - добавил г-н Козлов. - «Асент» создал круглосуточный штаб, отслеживающий ситуацию. Проблемы приходится решать и в городах прилета, где в ожидании туристов скопилось много трансферных автобусов. Отпустить их мы не можем, так как рейсы все-таки вылетают, но у водителей заканчиваются рабочие часы, и мы просто обязаны предоставить им отдых». По словам г-на Козлова, авиакомпании рекомендуют пассажирам, чтобы не тратить время, все свои претензии адресовать напрямую аэропортам.

Вчера Российский союз туриндустрии через средства массовой информации обратился к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой помочь разобраться в ситуации и содействовать «разбору завалов». В ответ руководство РСТ было приглашено на запланированное совещание по ситуации в московских аэропортах, которое началось в в Минтрансе в 22 часа. По словам вице-президент РСТ Юрия Барзыкина, министр настроен решительно и рассчитывает разрешить проблемную ситуацию в московских аэропортах к вечеру вторника.